30-08-2023
Солярис | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Донатас Банионис |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
165 мин. |
Бюджет |
1 млн руб. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0069293 |
Просмотр онлайн
|
|
«Солярис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Широкоэкранный фильм состоит из двух равных частей.
Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам опросов регулярно включается в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.[1][2]
Содержание |
Действие происходит в отдалённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далекую планету Солярис, — зашла в тупик. Свидетельство пилота Бертона указывает на то, что океан планеты обладает разумом, который способен выборочно материализовывать образы, возникающие в сознании находящихся на планете людей.
Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы выяснить целесообразность продолжения научной миссии на Солярисе. Целью его путешествия является научная станция, на которой уже много лет живут учёные Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что ее экипаж измучен и деморализован необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их воспоминаний. Гибарян и вовсе покончил с собой. Земляне сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.
Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его погибшей 10 лет назад жены, Хари. Со временем копия Хари осознаёт свою сущность, в ней постепенно развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что она лишь двойник, а не настоящая Хари, а также то, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она просит Снаута и Сарториуса её убить, что они делают путём аннигиляции. Также Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав энцефалограмму Кельвина океану, и он приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Однако океан стал проявлять другую непонятную активность — начали появляться странные острова на его поверхности.
В конце фильма показано, как Крис Кельвин возвращается домой к отцу, и оба застывают в позе «Возвращения блудного сына» Рембрандта. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.
Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, музыкой Баха) выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности.[3] Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство.[3] На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис.[3] Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.
Фрейдистское толкование фильма предложил в «Киногиде извращенца» культуролог Славой Жижек:
Нашему либидо необходима иллюзия, чтобы себя поддерживать. Один из самых интересных мотивов в научной фантастике — это мотив машины бессознательного Оно — объекта, обладающего чудесной способностью напрямую материализовывать, воплощать прямо на наших глазах наши самые заветные желания и даже чувство вины. «Солярис» — фильм о машине бессознательного. Это история психолога, которого отправили на станцию, вращающуюся на орбите вновь открытой планеты Солярис. Эта планета обладает чудесной способностью напрямую воплощать мечты, страхи, самые глубокие травмы, желания, самое сокровенное в душевной жизни.
Герой фильма однажды утром обнаруживает свою жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она — это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень.
Актёр | Роль |
---|---|
Донатас Банионис [Р 1] | Крис Кельвин |
Наталья Бондарчук | Хари |
Анатолий Солоницын | Сарториус |
Юри Ярвет [Р 2] | Снаут |
Владислав Дворжецкий | Анри Бертон |
Николай Гринько | отец Криса Ник Кельвин |
Сос Саркисян | Гибарян |
Ольга Барнет | мать Криса в молодости |
Александр Мишарин | председатель комиссии |
Юлиан Семёнов | председатель научной конференции |
Георгий Тейх | профессор Мессенджер |
Баграт Оганесян | Тархье |
Тамара Огородникова | тётка Криса Анна |
Виталий Кердимун | сын Бертона |
Татьяна Малых | племянница Криса' |
В. Стацинский | в юности | Криc
Ольга Кизилова | гостья Гибаряна |
Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки, который также писал музыку ко многим известным впоследствии фильмам.
Также авторами было использовано переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639), сделанное Эдуардом Артемьевым. Это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)».
Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот[4].
К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю, а прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносим[5].
Творчество Андрея Тарковского | |
---|---|
Короткометражные фильмы |
Убийцы (1956) • Сегодня увольнения не будет (1957) • Каток и скрипка (1961) |
Полнометражные фильмы |
Иваново детство (1962) • Андрей Рублёв (1966/1971) • Солярис (1972) • Зеркало (1974) • Сталкер (1980) • Ностальгия (1983) • Жертвоприношение (1985) |
Документальные фильмы |
Время путешествия (1982) |
Нереализованные сценарии |
Концентрат (1958) • Антарктида, далёкая страна (1959) • Светлый ветер (Ариэль) (1972) • Гофманиана (1975) • Сардор (1978) • Берегись! Змеи! (1979) |
Актёрские работы |
Убийцы (1956) • Мне двадцать лет (1965) • Сергей Лазо (1968) |
Театральные постановки |
Гамлет (1977) • Борис Годунов (1983) |
Книги |
Запечатлённое время (1986/2002) • Мартиролог (дневники) (1991/2008) |
|
||
---|---|---|
Романы | ||
Циклы рассказов | ||
Философия и публицистика | ||
Драматургия | ||
Экранизации |
«Солярис» (1968) · «Солярис» (1972) · «Дознание пилота Пиркса» · «Путешествие на Интеропию» (мультфильм) · «Солярис» (2002) · «Ийон Тихий: Космопилот»
|
|
Связанные статьи |
Солярис (фильм, 1972).