12-07-2023
Соросовский учитель — лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений. Кроме «соросовских учителей» существовали также «соросовкий студент», «соросовский аспирант», «соросовский профессор».
Содержание |
Лауреат выбирался на основе довольно сложной четырехступенчатой процедуры, которая должна была гарантировать независимость выбора от мнения властных структур:
Лауреату выплачивалась денежная премия, размер которой в первые годы был сопоставим с несколькими годовыми зарплатами учителя средней школы.
После получения премии лауреат был обязан сделать одну или несколько публикаций в "Соросовском образовательном журнале", выступить с лекциями перед профессиональным сообществом.
Американский миллиардер Джордж Сорос 15 февраля 1994 года заявил о создании Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук (ISSEP), для выявления и поддержки лучших учителей, студентов, аспирантов, доцентов и профессоров, активно работающих в области физики, химии, математики и биологии.
Премия помогла целому поколению лучших учителей России в 1990-е годы.
Примерно в 1998 году Джордж Сорос заявил, что продолжит финансирование программы в размере 50 % при условии, что российское правительство направит на те же цели вторую половину суммы. Тем самым было положено начало постепенному завершению программы Сороса.
После завершения Соросовской программы в 2002 г. был объявлен Грант Москвы в сфере образования, основные принципы функционирования которого были сохранены по образу и подобию программы Сороса.
Звание лауреата премии фонда Сороса до сих пор считается среди педагогов одним из наиболее престижных, поскольку в его основе — признание заслуг учителя его собственными учениками.
Премии фонда Сороса присуждались всего по четырём фундаментальным дисциплинам (физика, химия, математика, биология). Это создавало определённую напряженность в педагогических коллективах, когда при равных заслугах перед своими учениками ведущие учителя (профессора, аспиранты) других дисциплин оказывались незаслуженно лишеными возможности получить престижную и уважаемую в профессиональном сообществе награду.
Некоторые исследователи критикуют программу Сороса за попытку через лауреатов своего гранта навязать российскому образованию западные стандарты и идеалы, что выразилось, в том числе, через публикацию ряда учебников, точка зрения авторов которых значительно отличалась от официальной позиции Министерства образования РФ.
Это заготовка статьи о награде. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Соросовский учитель.