Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Станкявичус римантас антанас, станкявичюс римантас антанас-антано

02-05-2024

Перейти к: навигация, поиск
Римантас Антанас Станкявичюс
лит. Rimantas Antanas Stankevičius
Род деятельности:

космонавт и лётчик-испытатель

Дата рождения:

26 июля 1944({{padleft:1944|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:26|2|0}})

Место рождения:

Мариямполе,
Генеральный округ Литва, Рейхскомиссариат Остланд

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти:

9 сентября 1990({{padleft:1990|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:9|2|0}}) (46 лет)

Место смерти:

Сальгареда, Венето, Италия

Награды и премии:

Ри́мантас Анта́нас Станкя́вичюс[1] (лит. Rimantas Antanas Stankevičius); 26 июля 1944, Мариямполе, Литва9 сентября 1990, Сальгареда, Италия) — заслуженный лётчик-испытатель СССР (04.10.1989), подполковник, космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова.

Кенотаф Станкявичюсу на Быковском кладбище Жуковского.

Родился в оккупированном нацистской Германией Мариямполе 26 июля 1944 года, за пять дней до освобождения города частями Советской армии.

В Советской Армии с 1962 года.

В 1966 году окончил Черниговское ВВАУЛ.

Служил в строевых частях ВВС. Участник боевых действий в Египте с марта 1971 года по апрель 1972 года. Совершил 25 боевых вылетов. Был награжден орденом Красной Звезды (27.06.1972).

Инструктор в Центре боевого применения ВВС в городе Мары (Туркмения).

С 1973 года — в запасе.

В 1975 году окончил Школу летчиков-испытателей.

С мая 1975 года — на испытательной работе в Летно-исследовательском институте в городе Жуковский Московской области.

Провел ряд испытательских работ на самолетах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолетов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолета ближнего воздушного боя, можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полетами Станкявичюса. Провел испытания МиГ-29 на штопор.

12 июля 1977 года был зачислен в первую группу советских космонавтов, готовившихся к полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран».

В 1980 году окончил Центр подготовки космонавтов.

С 1980 — космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), заместитель начальника ОКПКИ с 1988 года.

Была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к полетам на многоразовом космическом корабле «Буран». Первоначально в нее вошли пять человек: И. Волк, А. Левченко, Р. Станкявичюс, О. Кононенко и А. Щукин. По программе подготовки проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащенных системой управления «Бурана». Летная подготовка являлась одним из основных разделов для космонавтов-испытателей и велась по направлениям специальной летной подготовки и профессиональной. Специальная — это стенды, летающие лаборатории от истребителей до Ту-154, который заставили летать, как истребитель, а профессиональная подготовка — это практическая испытательная работа по тематике ЛИИ. Освоение профессии космонавта-испытателя проходило без отрыва от работы летчика-испытателя. Попутно разрабатывался метод текущего контроля уровня подготовленности летчика в количественных показателях, учитывающих качество выполнения режимов, их сложность, уровень напряженности летчика, экспертную оценку инструктора и многое другое. Полеты Станкявичюса на уникальном «Буране» и всех его товарищей по отряду Игоря Волка — вершина профессии испытателей.

В качестве второго пилота участвовал в первом полете «Бурана» на горизонтальных летных испытаниях (10.11.1985), его первой автоматической посадке (10.12.1986), и его первом полностью автоматическом полете (23.12.1986). Ряд полетов выполнил командиром «Бурана».

Совершил 14 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16 февраля 1987 года.

4 октября 1989 года присвоено почетное звание Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия), похоронен в Каунасе (Литва). В его честь, в Жуковском, бывший Пионерский проезд переименован в проезд Станкявичуса.

Литература

Примечания

  1. В российских источниках имя Р. А. А. Станкявичюс надо понимать как Римантас Антанас (двойное имя) Антано (имя отца в родительном падеже, аналог «Антонович») Станкявичюс)

Ссылки

  • Римантас Антанас Станкявичюс на сайте «Энциклопедия испытателей»
  • Римантас Антанас Станкявичюс на сайте «Космическая энциклопедия ASTROnote»
  • Гибель Римантаса Антанаса Станкявичюса на сайте «buran.ru»
  • А. Манушкин, «Прерванный полет». Библиотечка «Красная звезда» №1 (541)
  • Фрагмент видеофильма с рассказом о гибели Р.А. Станкявичюса на «Youtube», рассказывает Сергей Тресвятский


Станкявичус римантас антанас, станкявичюс римантас антанас-антано.

Чемпионат Европы по дзюдо 1969, Дьявол Дзин.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06