17-10-2023
«Стеклянная гармоника» | |
Тип мультфильма |
рисованный, перекладки |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария | |
Композитор | |
Аниматоры |
Леонид Носырев, |
Мультипликаторы | |
Оператор |
Е. Ризо |
Звукооператор | |
Студия | |
Страна | |
Длительность | |
Премьера | |
IMDb |
ID 0480465 |
Аниматор.ру |
ID 2264 |
«Стекля́нная гармо́ника» — советский мультфильм для взрослых режиссёра Андрея Хржановского, снятый на студии «Союзмультфильм» в 1968 году. Долгое время был запрещён к показу советской цензурой.
Содержание |
В 2002 году выпущен на VHS и компакт-дисках Video CD в коллекции «Мастера Русской анимации» с английскими субтитрами.
Сразу после выхода мультфильма «Стеклянная гармоника», он был замечен советской цензурой. Цензура заставила авторов сделать объяснение для зрителей, в котором было бы сказано, что речь идёт о буржуазном обществе. Авторский коллектив согласился на эти условия, но мультфильм всё равно запретили к показу.[1] Предполагается, что особое недовольство вызвал именно образ «человека в котелке», персонажа картин Рене Магритта, который властвует над «городом жёлтого дьявола».[2]
Когда фильм наконец-то разрешили к показу, не нашлось плёнки на тираж, поэтому премьера вновь была отложена.[3]
«Стеклянная гармоника» — это аллегорический мультфильм о судьбе искусства.[4] Он строился на превращении образов мировой живописи. Игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта и город вновь становился скопищем уродов, до того, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стеклянной гармоникой. Люди, заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, гротесковые уродливые физиономии средневекового искусства — Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в прекрасные лики с полотен художников эпохи Возрождения: Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко. Аллегорично и музыкальное пространство мультфильма, созданное Альфредом Шнитке в манере полистилистики со звуковой опорой на зашифрованную нотным способом фамилию И.С.Баха — тему BACH .
По сюжету мультфильма в город, чьи жители стали развращёнными уродами с жаждой денег (символом этого стала одна единственная золотая монета в руках изворотливого бюрократа), прибывает музыкант со стеклянной гармоникой. Любовь к деньгам сделала жителей чудовищами, но мелодия стеклянной гармоники возвращает людям гуманность и они вновь обретают свой прежний облик. Первым делом они восстанавливают разрушенную ими же ранее башню с часами.
После демонстрации мультфильма «Стеклянная гармоника» на показе «Восточноевропейские истории» («Eastside Stories»), состоявшегося рамках Штутгартского фестиваля анимационных фильмов в 2004 году художественный руководитель фестиваля Ульрих Вегенаст назвал мультфильм актуальным и на сегодняшний день:[5]
Этот фильм, использующий работы Босха и Дюрера, резали и уродовали, цензура его многократно запрещала. Но, несмотря на то, что «Стеклянная гармоника» сделана почти 40 лет назад, картина смотрится необыкновенно актуально. Тема о том, как власть и алчность растлевают людей, к сожалению, совсем не устарела…
О мультфильме «Жёлтая подводная лодка» я узнал из случайной публикации, когда он только ещё снимался. В ней было пересказано его содержание. Я понял, что он один к одному совпадает с сюжетом фильма, который снимал я,— «Стеклянная гармоника». Это был мультфильм о приходе музыканта (в моём случае) в мир, ему противоположный, и о том, что из этого получается.
Стеклянная гармоника (мультфильм).