18-05-2023
Стиль поздней английской готики, эпохи правления английской королевской династии Тюдоров в 1485—1604гг.
Особенности стиля сочетают в себе одновременно черты Готики, фламандского и итальянского Ренессанса. Мастера эпохи оставили средневековую готическую форму, тогда как принадлежность к Ренессансу проявлялась в этих произведениях в декоре.
В XVI веке происходит окончательный переход к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или распущены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Образцом поздней английской готики стала капелла короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, созданная в 1502-1512гг. В Италии это эпоха Высокого Возрождения, в Англии - поздняя Готика. Великобритания вступила в эпоху возрождения с опозданием, а идеи эпохи гуманизма имели ограниченный характер. Английские вельможи начинают приглашать итальянских мастеров в Англию. Но это не архитекторы, а декораторы. Они и создали декор в знатных домах (а не сами сооружения) во дворце Хэмптон-Корт (Мидлсеск, 1515г.), Во дворце Нонсач (Суррей, с 1538г. Разрушен).
Английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, большие окна и большие эркеры на фасадах) оказался достаточно консервативным и не поддался влиянию ордерной архитектуре итальянцев. Дело нововведений значительно ухудшило изгнание католиков во второй половине XVI века. Вторичные черты ордерной архитектуры теперь заимствовали из протестантских Голландии и Германии. Лишь в сооружениях, где рискнули отойти от английских традиций, возникает что-то действительно целостное - Лонглит Хаус (Уилтшир, 1567-1575гг.), симметричный план дворца Уоллатон-холл (Ноттингемшир, 1580-1588гг.), дворец Монтегю-хаус (Сомерсетшир, 1580-1599гг.). Но это скорее модные исключения.
Поэтому преимущественное значение приобрело строительство жилья. В нем произошли важные изменения - популярной конструкцией стал фахверк, когда деревянная только конструкция, а промежутки заполнены камнями, кирпичом, плетением из ветвей, замазанный глиной. Фахверковые постройки преобладали в застройке Юга и Северо-Запада Англии. Их научились штукатурить и белить. Фахверк позволял сэкономить место на, и так уже перенаселенных, узеньких улочках. В основном же расцвет строительства пришелся на усадебные и загородные дома.
Дракон Холл, средневековое торговое заведение, Норфолк.
Фахверковый коттедж, Лекок.
Ятендон, Беркшир.
Фахверковый коттедж, Южная Стрит, Лондон.
Так возникает коттедж, дом для одной семьи, компактная, относительно дешевая, отделена от других. Типы - разнообразные даже при крышами и крытые соломой, плитками шифера, сланца, гонтом, черепицей. Планировка поселков хаотическое, отдельное из-за возможностей пожаров. Существовал даже соответствующий закон, запрещающий плотную сельскую застройку.
В эпоху реформации и гонений на протестантов на континенте в Великобританию прибыла очередная волна эмигрантов из Нидерландов. Эмигранты возродили строительство из красного кирпича. Распространилось использование каминов с дымоходами. Отсюда выплывает ещё одна особенность стиля Тюдоров - кирпичная кладка дымоходов с уникальным рисунком и формой. Английский тип жилья дополнен и превратился в компактное двухэтажное помещение. Первый этаж занимали кладовые, кухня, вестибюли, холл, лестница на верх. Жилищным был второй этаж. Позже этот тип жилья распространился и в городах. Характерная деталь помещений - галерея для прогулок. Так, усадебный дом Томаса Лейка 16 века имел две галереи - закрытую и открытую на втором этаже. Но это имение семьи с благосостоянием.
Торговый зал Adventurers, Йорк.
Smallhythe, дом актрисы Еллен Терри.
Фахверковый коттедж, Лекок.
St Mary's коттедж.
Стиль Тюдоров.