Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Страхов, Николай Николаевич (философ)

19-10-2023

Николай Николаевич Страхов

Дата рождения 16 (28) октября 1828[1][2]
Место рождения
  • […]
Дата смерти 24 января (5 февраля) 1896[2] (67 лет)
Место смерти
Страна
Учёная степень магистр зоологии (1867)
Учёное звание член-корреспондент СПбАН (1889)
Альма-матер Главный педагогический институт
Язык(и) произведений русский
Школа/традиция Европейская философия
Период Философия XIX века
Основные интересы философия
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Никола́й Никола́евич Стра́хов (16 (28) октября 1828, Белгород, Курская губерния — 24 января (5 февраля1896, Санкт-Петербург) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1889). Действительный статский советник[4].

В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Автор статей о Л. Н. Толстом (в том числе о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского (одновременно с О. Ф. Миллером).

Биография

Родился в Белгороде, в семье священника, магистра Киевской духовной академии и преподавателя словесности Белгородской семинарии. После смерти отца девятилетним был взят на воспитание братом матери, ректором Каменец-Подольской и затем Костромской семинарии. Из Костромской духовной семинарии, которую он окончил в 1845 году, Страхов вынес глубокие религиозные убеждения, которые не покидали его на протяжении всей жизни и составили впоследствии важнейший элемент его философии.

Сравнительно рано у Страхова проявился интерес к естествознанию. В 1844 году он поступил в «О костьях запястья млекопитающих». Примерно с этого же времени началась его литературная, философская и публицистическая деятельность, ставшая основным содержанием и смыслом всей дальнейшей его жизни.

Страхов служил библиотекарем, заведующим юридическим отделом Императорской публичной библиотеки.

В 1865—1867 годах Страхов жил исключительно переводами. Ему принадлежит целый ряд крупных переводов: «История новой философии» и «Бэкон Веруламский» Куно Фишера, «Об уме и познании» Тэна, «Введение в изучению опытной медицины» Клода Бернара, «История материализма» Ланге, «Жизнь птиц» Брема, «Воспоминания» Ренана, «Вольтера» Штрауса.

Вопросам философии естествознания посвящены сборники «О методе естественных наук и значении их в общем образовании» и «Мир как целое, черты из науки о природе».

Кроме того, Страховым написано большое количество статей, рефератов научных работ, часть которых вошла в «Философские очерки».

Большой общественный резонанс получило сочинение Страхова, вышедшее в трёх книжках под общим заголовком «Борьба с Западом в нашей литературе» (1883). Автор анализирует европейский рационализм, критикует взгляды Милля, Ренана, Штрауса, отвергает дарвинизм и стремится перетолковать творчество русских писателей в славянофильском духе. Отчётливо проявилось увлечение идеями Ап. Григорьева и A. Шопенгауэра. Первое сближает Страхова с «почвенниками» (хотя, как отмечает C. А. Левицкий, значение его выходит за пределы «почвенничества»). Второе сближает Страхова с Л. Н. Толстым (и заставляет отречься от другого кумира, Ф. M. Достоевского). «Разоблачая» Запад как царство «рационализма», Страхов настойчиво подчёркивает самобытность русской культуры, становится горячим сторонником и пропагандистом идей H. Я. Данилевского о различии культурно-исторических типов. Почвенничество у Страхова завершается в борьбе против всего строя западного секуляризма и в безоговорочном следовании религиозно-мистическому пониманию культуры у Л. H. Толстого.

Следует отметить, что даже современники порой путали его с полным тёзкой — православным философом Николаем Николаевичем Страховым (1852—1929)[6].

Роль в журналистике

Страхов был активным сотрудником «почвеннических» журналов «Время», «Эпоха», «Заря». Отстаивал идеи русской самобытности и монархии, критиковал либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал враждебное отношение к Западу. Опубликовал ряд статей против Чернышевского и Писарева[7].

В 1863 году, во время подавления правительственными войсками польского восстания, Страхов опубликовал под псевдонимом Русский статью «Роковой вопрос» в журнале братьев Достоевских «Время». Вскоре в газете «Московские ведомости» (1863. — № 109) появилась возмущённая заметка третьестепенного литератора Петерсона, который обвинял анонимного автора в предательстве русских национальных интересов. Заметка Петерсона сыграла роль политического доноса. Уже через два дня после её появления, 24 мая 1863 года, последовало «высочайшее распоряжение» о закрытии журнала «Время». Официальное распоряжение было опубликовано в газете «Северная пчела» 1 июня 1863 года. Ответ Петерсону, написанный от лица редакции Ф. М. Достоевским, не был пропущен цензурой[8].

Роль в философии

Страхов был философом-идеалистом, стремившимся истолковать науку в пантеистическом духе и построить систему «рационального естествознания», основанную на религии.

Свой взгляд на мир Страхов высказал следующим образом: «Мир есть целое, то есть он связан во всех направлениях, в каких только может его рассматривать наш ум. Мир есть единое целое, то есть он не распадается на две, на три или вообще на несколько сущностей, связанных независимо от их собственных свойств. Такое единство мира можно получить не иначе, как, одухотворив природу, признав, что истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося духа». Таким образом, корень всего бытия как связного целого — вечное духовное начало, которое и составляет подлинное единство мира.

«Узлом мироздания», в котором как бы сплетаются вещественная и духовная стороны бытия, по Страхову, является человек. Но «ни тело не становится субъективным, ни душа не получает объективности; эти два мира остаются строго разграниченными».

Главное философское произведение Страхова — «Мир как целое» практически не было замечено современниками.

Равнодушие, или вернее слепота к его философскому творчеству — наследственная болезнь, перешедшая от «советских» философов к большинству «российских». Н. П. Ильин [1,33]

Страхов, опережая своё время, совершает тот «антропологический переворот», который станет одной из центральных тем более поздней русской религиозной философии: проводя идею об органичности и иерархичности мира, усматривает в человеке «центральный узел мироздания».

Своё религиозное мировоззрение Страхов в большей степени стремился обосновать при помощи доказательства от противного. Главный объект его философской полемики — борьба с западноевропейским рационализмом, для которого он изобрёл термин «просвещенство». Под просвещенством он понимал веру во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства перед достижениями и выводами естественных наук. То и другое, по мысли Страхова, служит философской базой для обоснования материализма и утилитаризма, весьма популярных в то время и на Западе и в России.

Общее значение деятельности

По мнению С. А. Левицкого, «Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом». Правильной и объективной оценке философского творчества Страхова мешало (а отчасти и продолжает мешать) отсутствие собрания его сочинений, его вечное пребывание в «тени великих» (главным образом Толстого и Достоевского).

Если оценивать роль и значение Страхова беспристрастно, то станут очевидны и его неоспоримые заслуги перед русской философией и культурой, и его уникальность (нельзя безоговорочно зачислить его ни в какой философский или мировоззренческий лагерь).

Н. Страхов был одним из первых, кто оценил огромное литературное значение романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Оценка творчества Ф. М. Достоевского

В 1867 году в журнале «Отечественные записки» Н. Н. Страхов напечатал статью о романе Достоевского «Преступление и наказание».

Н. Н. Страхов главным отличительным творческим качеством Достоевского считал его «способность к очень широкой симпатии, умение симпатизировать жизни в очень низменных её проявлениях, проницательность, способную открывать истинно-человеческие движения в душах искаженных и подавленных, по-видимому, до конца», умение «с большой тонкостью рисовать» внутреннюю жизнь людей, при этом в главные лица у него выводятся «люди слабые, от тех или других причин больные душою, доходящие до последних пределов упадка душевных сил, до помрачения ума, до преступления». Постоянной темой его произведений Страхов называл борьбу «между тою искрою Божиею, которая может гореть в каждом человеке, и всякого рода внутренними недугами, одолевающими людей»[9].

Страхов и дарвинизм

Страхов написал хвалебную статью о книге [12].

Награды

Удостоен орденов Св. Владимира 3-й степени и Св. Анны 2-й степени и Св. Станислава 1-й степени; медали «В память войны 1853—1856» темной бронзы.

Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1889), почётный член Психологического и Славянского обществ.

Место погребения

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[13].

Библиография

  • Женский вопрос: Разбор сочинения Джона Стюарта Милля «О подчинении женщины» / [Соч.] Н. Страхова. — Санкт-Петербург: тип. Майкова, 1871. — [2], 107—149 с.
  • Мир как целое: Черты из науки о природе / Соч. Н. Страхова. — Санкт-Петербург: тип. К. Замысловского, 1872. — XXVI, 506 с.
  • Борьба с Западом в нашей литературе: исторические и критические очерки. [Кн. 1]: Герцен. Милль. Парижская коммуна. Ренан. Штраус. — Санкт-Петербург: Тип. С. Добродеева, 1882. — 362 с.
  • Борьба с Западом в нашей литературе: исторические и критические очерки. Кн. 2: Ход нашей литературы, начиная от Ломоносова. Фейербах. Дарвин. Целлер. Спиритизм. Нигилизм. — Санкт-Петербург: Тип. С. Добродеева, 1883. — 272 с.
  • Воспоминания о Ф. М. Достоевском (Биография) // Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского (там же: Миллер О. Ф. Материалы для жизнеописания Ф. М. Достоевского // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 1. — СПб.: Типография A. C. Суворина, 1883.
  • Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом / Н. Страхов. — Изд. 4-е. — Киев: И. П. Матченко, 1901— (Тип. И. И. Чоколова). Т. 1: (1862—1885). — 1901. — 387 с.
  • Критическия статьи (1861—1894) / Н. Н. Страхов. — Киев: изд. И. П. Матченко, 1902 (тип. И. И. Чоколова). — 446 с.
  • Воспоминания и отрывки. — СПб: Тип. братьев Пантелеевых, 1892. — [6], II, 313 с.
  • Философские очерки / Н. Страхов. — Санкт-Петербург: тип. бр. Пантелеевых, 1895. — XVI, 530 с.
  • Борьба с Западом в нашей литературе : исторические и критические очерки / Н. Страхов. — Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1882—1896. — 19-21 см.

Кн. 3. — 1896. — VIII, 384 с

  • Заметки о Пушкине и других поэтах / Н. Страхов. — 2-е изд., доп. — Киев : [И. Матченко], 1897 (тип. И. И. Чоколова). — [4], XVIII, 281 с.
  • Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870—1894 / с предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского. — Санкт-Петербург: О-во Толстовского музея, 1914. — [2], 478 с.
  • Страхов Н. Н. Мир как целое. Черты из наук о природе. // Айрис Пресс М, 2007 / Предисловие, комментарии Н. П. Ильина (Мальчевского). Расширенный вариант: Николай Ильин

Примечания

  1. ↑ Брокгауз — Ефрон, 1901. — Т. XXXIа. — С. 783—787.
  2. ↑ Краткая литературная энциклопедияМ.: Советская энциклопедия, 1962.
  3. 1 2 Страхов Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  4. ISBN 5-94030-052-9.
  5. Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института 1828—1859 г., составленное в июне 1859 года. — Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1859. — 74 с.
  6. Николай Ильин. Страхов как метафизик // Моя борьба за русскую философию. Избранные очерки и статьи. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. — С. 311. — 718 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-00165-085-0.
  7. Николай Скатов. H. H. Страхов. Дата обращения: 5 февраля 2009. Архивировано 1 декабря 2008 года.
  8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. — Т. 20. — С. 97-101 (комментарий: там же, с. 316—318).
  9. Наша изящная словесность Wayback Machine// «Отечественные Записки», Т. 170, 1866.
  10. Тимирязев, 1889, с. 2.
  11. Тимирязев, 1889, с. 3.
  12. Тимирязев, 1889, с. 72.
  13. Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 73) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

  • Министерства внутренних дел, 1889. — С. 44.
  • Gerstein L. Nicolai Strakhov, philosopher, man of letters and social critic. Harvard University Press, 1971 («книга Линды Герстейн, которая вышла в престижной серии трудов „Центра по изучению России“ в США» (Н. П. Ильин)).
  • Мир как целое. Н. Н. Страхов о развитии естествознания // Природа. — 1982, № 7. — С.100—107.
  • Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.— 744 с. — С. 422—425.
  • Левицкий С. А. Н. Н. Страхов (Очерк его философского пути) // Новый журнал. 1958. № 54. С. 164—185.
  • Радлов Э. Л. Несколько замечаний о философии Н. Н. Страхова. — Санкт-Петербург: В. С. Балашев и К°, 1900. — 23 с.
  • Русская философия: Малый энциклопедический словарь.
  • Энциклопедический словарь Гранат: В 58 томах. — М., 1910—1948.
  • С. И. Бажов. Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Бессильная злоба антидарвиниста. — М.: Типо-литографія Высочайше утвержденнаго Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, 1889.
  • Фатеев В. А. Н. Н. Страхов: личность, творчество, эпоха. Спб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2021

Ссылки

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Страхов, Николай Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Последняя тайна природы. О книге «Мир как целое» и её авторе
  • Его статья «О времени» на сайте «Института исследований природы времени»
  • Тарасов А. Б. «Н. Н. Страхов в поисках идеала: между литературой и реальностью»
  • «Хронос»
  • Конспект «Мир как целое» Н. Н. Страхова.

Страхов, Николай Николаевич (философ).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06