16-10-2023
Страх и вожделение | |
Fear and Desire | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Френк Силвера |
Композитор | |
Кинокомпания |
Stanley Kubrick Productions |
Длительность |
68 мин. (72 мин.) |
Бюджет |
13 тыс. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0045758 |
«Страх и вожделение» (другое название: «Страх и желание»; англ. Fear and Desire) — военный кинофильм режиссёра Стэнли Кубрика 1953 года. Фильм стал дебютным для режиссёра полнометражным фильмом и в течение долгого времени считался утерянным. Примечательно, что фильм является наименее известным фильмом режиссёра.
Содержание |
В начале фильма на фоне природы закадровый голос (актера Дэвида Аллена) произносит:
Война в лесу. Не та которая была, не та, которая будет, а любая война. И врагов, которые сражаются здесь, не существуют, если мы не создаем их. Все для них и все это происходит вне истории. Только неизменные формы страха, и сомнения, и смерти от этого мира. Эти солдаты, которых вы видите, используют наш язык и наше время, но не имеют никакой другой страны, кроме разума[1].
Оригинальный текст (англ.)
There is a war in this forest. Not a war that has been fought, nor one that will be, but any war. And the enemies that struggle here do not exist unless we call them into being. For all of them, and all that happens now is outside history. Only the unchanging shapes of fear and doubt and death are from our world. These soldiers that you see keep our language and our time, but have no other country but the mind. |
Действия фильма происходят во время неизвестной войны, между двумя неопознанными странами. Самолет перевозящий четырёх солдат терпит крушение в шести милях за вражеской позиции. Солдаты выходят на реку и строят плот, надеясь, что они смогут выйти к своему батальону по воде. Поскольку они строят свой плот, к ним подходит молодая крестьянка, которая не говорит на их языке. Боясь быть раскрытыми солдаты схватывают девушку и привязывают её к дереву своими ремнями. Одного из солдат, который является душевнобольным, остальные оставляют охранять связанную девушку и когда она убегает он стреляет в неё, крича о пьесе «Буря» Уильяма Шекспира. Второй солдат убеждает командующего сесть на плот для индивидуального путешествия, связанном с планом захватить штаб вражеского генерала в ближайшей базе. Двое солдат успешно захватывают базу, где они определяют свое местонахождение и убивают высокопоставленного генерала и его солдата, только для того, чтобы обнаружить, что убитые ими солдаты внешне выглядят как они[2].
Актёр | Роль |
---|---|
Фрэнк Силвера | сержант Мак |
Пол Мазурски | рядовой Сидней |
Кеннет Харп | лейтенант Корби / вражеский генерал |
Стивен Коит | рядовой Флетчер / вражеский капитан |
Вирджиния Лейз | молодая девушка |
К началу съемок «Страха и Вожделения», Кубрик был штатным фотографом журнала «Лук», снявший несколько кино-хроник в начале 50-х годов. Ранние фильмы были сняты по заказу RKO Radio Pictures и часто показывались перед сеансами в кинотеатрах. Опираясь на опыт своих документальных фильмов Кубрик решил попробовать себя в игровом кино[3]. Ради съемок он сократил свой рабочий день в журнале «Лук»[4].
Сценарий к фильму был написаным одноклассником Кубрика (по школе Уильяма Тафа), Говардом Сарклером, который позже выиграет Пулитцеровскую премию за написание пьесы «Великая белая надежда» (англ. The Great White Hope) поставленной в 1968 году. Пол Мазурски, сыгравший одного из солдат фильма, впоследствии прославился на режиссёрском поприще благодаря фильмам «Гарри и Тонто» и «Незамужняя женщина»[3]. Съемки фильма спонсировались из личных средств семьи Кубрика и его друзей. Наиболее крупный взнос внес дядя Кубрика, Мартин Плевер, который был владельцем прибыльного аптечного ларька[5]. Бюджет фильма был оценен в сумму 10000$[3].
Съемочная группа фильма составила всего 15 человек: Стэнли Кубрик, пять актеров (Вирджиния Лейз, Пол Мазурски, Френк Силвера, Кеннез Харп и Стивин Коит), пять кинематографистов (включая первую жену Кубрика, Тобиу Метз) и четыре мексиканских чернорабочих, которые транспортировали съемочное оборудование по калифорнийским горам Сан-Габриель, где и проходили съемки фильма. Сам Кубрик выступал в фильме как режиссёр, продюсер, оператор и монтажер[3]. Из-за ограниченного бюджета фильма Кубрику пришлось импровизировать в использовании съемочного оборудования. Так, для того чтобы создать эффект тумана он использовал сельскохозяйственный распылитель. Из за его использования съемочная группа была на гране удушения, поскольку аппарат распылял инсектицид, использующийся только для аграрных работ[6]. Для плавных перемещений камеры и наплывов, по воспоминаниям Пола Мазурски, Кубрик использовал замену путям: «У него не было съемочной платформы, всего лишь детская коляска для передвижений камеры» — упоминал Мазурски в одном из интервью[5].
Во время пост-продакшена Кубрик столкнулся ещё с рядом проблем. Он снимал фильм полностью без звука, в надежде добавить озвучку и сопутствующее звуковое сопровождение. Однако добавление звука подняло стоимость обработки пленки. Чтобы оплатить непредвиденные затраты Кубрик вызвался снять для телевидения фильм о жизни Авраама Линкольна[3]. Также трудности возникли в монтаже ключевой сцены фильма, когда солдат кидает на пол тарелку бобов и заходит в кадр не с той стороны. Кубрик не обратил внимания, на провал сцены, и на то, что актеры заступали за условную «режиссёрскую линию» (англ. director's line), которая была необходима для того, чтобы перевернуть негатив в процессе монтажа (для сохранения непрерывности кадра); и это потребовало дополнительных расходов[7].
До появления киношкол и легкого оборудования было важно получить опыт, чтобы посмотреть, как можно было снимать кино при столь малых производственных мощностях. Как мне кажется, если сегодня кто-нибудь понаблюдает за работой даже самой небольшой съемочной группы, у него создастся впечатление огромного технического и логистического размаха. Возможно, наблюдателя даже несколько напугает это зрелище, так что он решит, что для достижения мало-мальски профессионального результата требуется нечто подобное. „Страх и вожделение“ и „Поцелуй убийцы“ освободили меня от любых волнений касательно технических или логистических аспектов съемок.
Театральный релиз «Страха и вожделения» состоялся в США 31 марта 1953 года Джозефом Берстином, дистрибьютор который специализировался на выпуске европейских арт-хаусных лент в США[9]. В обзоре фильма «Нью-Йорк Таймс» отметила: «Если „Страх и вожделение“ неровное, а иногда и вовсе показывает не полированную зрелищность, а эксперементальность, то это полностью достойно тех усилий, которые были приложены при создании» (англ. If Fear and Desire is uneven and sometimes reveals an experimental rather than a polished exterior, its overall effect is entirely worthy of the sincere effort put into it)[10]. Кубрик также получил похвалу от кинокритика и сценариста Джеймса Эйджи, который по слухам предложил Кубрику выпить и сказал ему «Есть множество хороших вещей… которые позволяют назвать [Страх и вожделение] претенциозным» (англ. There are too many good things... to call [Fear and Desire] arty)[1]. Профессор Колумбийского университета Марк ван Дорен послал Кубрику письмо в котором содержалось: «Сцена привязывания девушки к дереву войдет в историю кино, как только фильм заметят…Стэнли Кубрика стоит смотреть тем, кто хочет наблюдать открытие высокого таланта, появляющегося в этот момент» (англ. The incident of the girl bound to the tree will make movie history once it is seen... Stanley Kubrick is worth watching for those who want to discover high talent at the moment it appears)[11].
Однако фильм не имел коммерческого успеха, и Кубрику пришлось временно устроится на съемки рекламного фильма «Мореплаватели», который расхваливал выгоды членства в Международном Союзе Мореплавателей, для того, чтобы приступить к работе над своим следующим фильмом «Поцелуй убийцы», в котором также как и в «Страхе и вожделении» снялся Френк Сильвера[3]. Спустя годы с момента релиза фильм считался утерянным. Джозеф Берстин обанкротился и отошел от дел, а Кубрик потратил множество усилий, чтобы изъять все известные копии фильма, с целью того, чтобы фильм никогда больше не был просмотрен. Однако по прошествии времени некоторые копии фильма оставались в частных коллекциях[12]. В более поздние годы, сам Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой[13].
Оригинальная копия фильма была обнаружена в пуэрториканской кино-лаборатории[14]. Первый ретроспективный показ фильма состоялся Теллуридском кинофестивале в 1993 году[15]. В январе 1994 года кинотеатр Филм Форум, некоммерческий кинотеатр возражения в нижнем Манхэттане, анонсировал планы сделать сдвоенный показ фильма с лентой «Поцелуй убийцы». Хотя авторское право на фильм истекло и фильм перешел в общественное достояние, что позволяло показать фильм без угрозы предъявления судебного иска, но Кубрик все равно пытался убедить публику, что никакой ценности в фильме нет. Через Warner Brothers он сделал заявление, которое резко преуменьшало ценность фильма: он назвал «Страх и вожделение» — «неуклюжим любительским подобием фильма» (англ. a bumbling amateur film exercise)[16].
В настоящее время было проведено довольно мало публичных показов «Страха и вожделения»[2][17][18]; единственная коммерчески доступная версия фильма долгое время принадлежала Джорджу Истмэну Хаусу в Рочестере, Нью-Йорке. Также нарезки кадров фильма были использованы в документальном фильме 2001 года «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино». Фильм был доступен для приобретения в DVD формате, а также для просмотра в онлайне на видеопорталах[2].
В 2010 году в Пуэрто-Риканской кино-лаборатории были найдены оригинальные негативы фильма, которые и были отправлены на реставрацию[8][19]. 14 декабря 2011 года канал Turner Classic Movies запустил в эфир версию фильма принадлежавшую Джордж Истмэн Хаус. Kino Video анонсировала Blu-Ray и DVD релиз фильма в начале 2012 года, а продажи отреставрированной версии фильма начнутся 23 октября 2012 года[8].
Фильмы Стэнли Кубрика | |
---|---|
Полнометражные | Страх и вожделение (1953) • Поцелуй убийцы (1955) • Убийство (1956) • Тропы славы (1957) • Спартак (1960) • Лолита (1962) • Доктор Стрейнджлав (1964) • Космическая одиссея 2001 года (1968) • Заводной апельсин (1971) • Барри Линдон (1975) • Сияние (1980) • Цельнометаллическая оболочка (1987) • С широко закрытыми глазами (1999) |
Короткометражные | День схватки (1951) • Летающий падре (1951) • Морские наездники (1953) |
Другие проекты | Одноглазые валеты (1961) • Искусственный разум (2001) |
См. также | Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (2001) • Быть Стэнли Кубриком (2005) • Ящики Стэнли Кубрика (2008) |
Страх и вожделение.