Сумико Курисима (яп.栗島すみ子Курисима Сумико?). Родилась 15 марта1902 года в Токио, Япония — умерла 16 августа1987 года — японская актриса, первая из женщин-звёзд японского кинематографа[1] (до её появления на экране, все женские роли в японском кино исполнялись исключительно мужчинами, как того требовала национальная традиция).
Дочь актёра и журналиста Сагоромо Курисимы[2]. Её тётя с материнской стороны Фумико Кацураги также была актрисой[2]. С раннего детства Сумико начала изучать традиционные японские танцы, воспользовавшись при их исполнении псевдонимом Како Мидзуки[3]. Ущё в семилетнем возрасте впервые снялась в кино, сыграв вместе с отцом в фильме «Новый Момотаро» (1909)[1]. С 1913 года вместе с театральной труппой своего отца вела гастрольную жизнь по всей Японии[4].
В феврале 1921 года[4] девятнадцатилетняя актриса присоединилась к новообразованной студии «Камата» (яп.) кинокомпании «Сётику» (англ.), где в том же году исполнила главную женскую роль в фильме «Полевой мак» режиссёра Генри Отани[5]. При этом стала первой актрисой японского кино, так как до этого все женские роли по существовавшей традиции исполнялись мужчинами. Эта традиция перешла в первые годы японского кино из театра кабуки, где она существовала с XVII века, амплуа актёров, исполнителей женских ролей, традиционно называлось «оннагата». Уже в 1923 году после того, как фильм с её участием «Песня лодочника» становится большим хитом[1], Сумико официально признаётся не только первой актрисой, но и первой женщиной-кинозвездой в Японии[6]. Амплуа Сумико Курисимы — романтические героини в современных драмах, в большинстве случаев актриса снималась в фильмах своего будущего мужа Ёсинобу Икеды[2].
В 1935 году, будучи ещё достаточно молодой (ей было всего лишь 33 года) уйдёт из кинематографа, появившись на экране в последующие годы лишь трижды. Она посвятила себя танцам и была очень активна в качестве руководителя школы танца «Мидзуки», которая выпустила десятки тысяч учеников по всей Японии[1]. Поддастся уговорам трёх мэтров кинорежиссуры и снимется в их проектах: у Ясудзиро Одзу в фильме «Что забыла дама?» (1937), у Сиро Тоёды в "Плаксе" (1938) и у Микио Нарусэ в ленте «По течению» (1956).
В 1968 году Сумико Курисима была отмечена императорским орденом Культуры (или как его ещё называют в самой Японии, орденом «Фиолетовая лента»)[4], вручаемом за достижения в области искусства.