23-09-2023
Сухбаатар | ||
---|---|---|
Сухбаатар | ||
|
||
Теплоход Сухбаатар на озере Хубсугул | ||
Основная информация | ||
Тип | дизель-электроход | |
Государство | СССР → Монголия | |
Порт приписки | 1985-: Байкал -2012: Хатгал |
|
Владелец | Восточно-Сибирское речное пароходство → Номин холдинг | |
Верфь | Судостроительный завод «Кама»,[1] Пермь, СССР | |
Спущено на воду | 1985 | |
Параметры | ||
Длина | 41 м | |
Ширина | 8,5 м | |
Высота | 11 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 дизеля | |
Мощность | 2 × 250 кВт | |
Скорость | 22 км/ч | |
Экипаж | 5 | |
Пассажировместимость | 250 | |
Грузовместимость | 1800 т |
Сухбаатар (монг. Сүхбаатар; ранее Иссык-Куль) — речной круизный двухпалубный дизель-электроход, единственное в Монголии судно подобного типа. Названо в честь деятеля Народной революции Д. Сухэ-Батора.
Содержание |
В начале 1900 года русские купцы, ведшие дела в окрестностях Ханха, переправляли груз антиквариата и других товаров из Хатгала в Ханх при помощи монгольских караванщиков по восточному берегу Хубсугула, одновременно закупая скот у местного населения. Эта торговая экспедиция заняла долгое время; кроме того, на переправе через Эгийн-Гол погибло много скота, что навело их на идею создания местного речного судоходства. Начиная с 1905 года торговцы Горбоносов и Лобазовский, а также учёный Л. В. Гринько проводили исследования природы Хубсугула, замеры силы и направления ветра и течения, поиск возможных мест для причалов. В 1910 году ими на Хубсугуле было пущено небольшое деревянное судно «Монгол» грузоподъёмностью в 40 тонн и паровым двигателем в 75 л.с.
После этого, в 1934 году на воду Хубсугула сошли деревянные суда «Монгол улсын 10 жилийн ой» («Десятилетняя годовщина Монголии»; 100 тонн, 100 лс) и Сүхбаатар (120 тонн, 200 л.с.), затем в 1956 году — Сүхбаатар (400 лс, 60 тонн, 40 пассажирских мест, двигатель марки «Бор-500») со стальным корпусом, Сүхбаатар (600 тонн, 800 л.с., морского класса, дизельный двигатель марки «Байкал-800»), а также баржи «Ажилчин», «Малчин», «Ургац» и «Долгион», перевозившие нефть и товары по речной сети западных аймаков.
Ныне действующее судно было построено как озёрный буксира проекта 758Б на советском судостроительном заводе Кама в Перми и спущено на воду под именем «Иссык-Куль» в 1985 году[2] с нормативом по эксплуатации 40 лет. Позже было переоборудованное в пассажирское судно.
В 2005 году было приобретено компанией «Номин холдинг», наполовину принадлежащей Министерству обороны Монголии. Судно осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, действует в качестве парома.[3]
В Ханх пришли суда
Теплоход Сүхбаатар у пристани в Ханхе
Сухэ-Батор (теплоход).