Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Су-35С

13-05-2023

(перенаправлено с «Су-35С»)
Перейти к: навигация, поиск
Су-35
Су-35 на МАКС-2009
Тип многоцелевой истребитель
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
Первый полёт 19 февраля 2008 года
Начало эксплуатации 12 февраля 2014 года
Статус производится, эксплуатируется
Основные эксплуатанты
Вооруженные силы Российской Федерации:
Годы производства с 2008
Единиц произведено 34 серийных и 2 летных прототипа
Базовая модель Су-27
 Изображения на Викискладе

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+[1]) — российский реактивный сверхманёвренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С. Используются двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.

Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.

Первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» (Большая Модернизация).[2]

«Поколение 4++», к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения[3]. К концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 данных истребителей.

История

В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.

Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский.

7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов[4].

На 3 октября 2008 года совершено 40 полётов[5].

На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полётов.

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы[6].

В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России[7].

3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С[8].

Су-35 на авиасалоне МАКС-2011.

По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полётов. Самолёт передан на ГСИ[9].

2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.

17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.

19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.

На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полётов.

На 8 августа 2012 года совершено 650 испытательных полётов[10].

25 декабря 2012 года Минобороны получило первые шесть серийных истребителей Су-35С.

20 февраля 2013 специалисты ЛИИ имени Громова приступили к испытаниям Су-35С. После 1,5 лет будет создано руководство летной эксплуатации самолёта Су-35С. Совершено более 1000 полётов, второй этап ГСИ завершится к 2015[11].

ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы[12].

12 февраля 2014 года в боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.

Особенности

Российские Су-35 (внизу) и ПАК ФА (вверху) — истребитель 5-го поколения в полёте.

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.

Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Конструкция

Планер

См. планер Су-27

Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.

Двигатели

Двигатели «изделие 117С» с УВТ

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

  • Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[13].
Су-35С ВВС России в окраске принятой с 2010 по 2013 года

ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[14].

Авионика

На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.

Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.

Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.

Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Модификации

Су-35С — Серийный истребитель для ВВС России.

Оператор

Тактико-технические характеристики

Источники[19][7][20] [21] [22]

Су-35С на праздновании столетия ВВС России.

Технические характеристики

Лётные характеристики

Су-35С на МАКС-2013.

Источник: КнААЗ[24]

Су-35С на МАКС-2013.
Су-35С на МАКС-2013.
Су-35С на МАКС-2013.
  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1400 км/ч
    • на высоте: 2500 км/ч (M=2,25, при высоте более 11 км)
    • бесфорсажная: 1,1 Маха[25]
  • Дальность полёта:
    • у земли (высота - 200 м, скорость - M=0,7): 1580 км
    • на высоте:
      • без ПТБ: 3600 км
      • с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Скороподъемность: 280 м/с
  • Длина:
    • разбега(полный форсаж): 450 м
    • пробега(с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
  • Тяговооружённость(у земли, при н.у.):
    • при нормальной взлётной массе: 1,1
    • при максимальной взлётной массе: 0,811
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²

Вооружение

источник[26]

Авионика

На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.

Характеристики РЛС:

  • Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
  • Диаметр ФАР: 900 мм
  • Количество ППМ: 1772
  • Углы обзора: 240° (±120°)
  • Средняя мощность: 5000 Вт
  • Пиковая мощность: 20000 Вт
  • Дальность обнаружения целей:
    • с ЭПР 3 м²:
      • на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
      • на догонных: 150 км[27]
    • с ЭПР 0,01м²: до 90 км[28]
  • Цели:
    • Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
    • Одновременный обстрел:ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
  • ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетной атаке (датчики ИК-диапазона).
  • В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.

На вооружении

  • Россия Россия — 34 (Су-35С) единицы на декабрь 2014 года[29].

Аварии и происшествия

  • 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж. Летчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться[30][31][32].

Изображения

Су-35 на авиасалоне МАКС-2009:

Су-35С на праздновании столетия ВВС России:

См. также

Примечания

  1. Появление Су-35БМ требует от США создать палубный F/A-22N Sea Raptor (ПЕРЕВОДНЫЙ)
  2. Упоминаемый иногда заводской шифр «Т-10БМ» является вымышленным и никогда не существовал.
  3. Mr Secretary — Why Does the Pentagon Say the JSF is a 5th Generation Fighter… Really?
  4. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании — Архив
  5. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании — Архив
  6. Aviation EXplorer: Владимир Поповкин: К оружию!
  7. ↑ PосБизнесКонсалтинг — Новости дня — «Сухой» завершает предварительные испытания многофункционального истребителя Су-35
  8. Lenta.ru: Оружие: Серийный Су-35С совершил первый полет
  9. Су-35 превосходит на испытаниях заявленные характеристики — «Сухой» | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  10. Су-35С совершил 650 полетов
  11. ВВС начали отработку сверхманевренного ближнего боя на Су-35C - Известия. Проверено 14 марта 2013. Архивировано из первоисточника 16 марта 2013.
  12. ВВС России пополнились дюжиной истребителей Су-35.
  13. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании — Архив
  14. http://www.aerosila.ru/index.php?actions=main_content&id=72
  15. Бондарев: «Русские витязи» и «Стрижи» перейдут на Су-35 и Як-130 | Войны, конфликты, геополитика
  16. В Государственном летно-испытательном центре МО РФ в Ахтубинске приземлились первые серийные истребители Су-35С : Министерство обороны Российской Федерации
  17. 12 истребителей Су-35 поступили на авиабазу Дземги в феврале 2014
  18. В Липецкий авиацентр поступили Су-35С
  19. Основные данные самолёта Су-35
  20. Новые подробности об РЛСУ «Ирбис» для истребителя Су-35 — niip.ru
  21. Ирбис — в воздухе!
  22. ↑ Assessing Sukhoi PAK FA
  23. Научно-производственное объединение САТУРН > 117С
  24. http://www.knaapo.ru/media/rus/about/production/military/su-35/su-35_buklet_rus.pdf
  25. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании
  26. http://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/military_planes/Su-35/Su-35_weapons.jpg
  27. Радиолокационная система управления «ИРБИС-Э» для истребителя Су-35
  28. http://www.niip.ru/downloads/public_art/2006/2006_2.pdf
  29. Russia Arms Air Regiment in Far East With Su-35S Fighter Jets. РИА Новости (12 февраля 2014).
  30. В России из-за отказа тормозной системы разбился новейший истребитель Су-35
  31. Истребитель Су-35 разбился в Комсомольске-на-Амуре
  32. Заявление пресс-службы компании «Сухой» в связи с аварией третьего летного образца истребителя Су-35

Ссылки

  • КнААЗ - Продукция - Су-35

Су-35С.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06