Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Съёмка с экрана

20-10-2023

Съёмка с экрана, пересъёмка — процесс копирования кинематографического, телевизионного, реже фотографического изображения, осуществляемый одновременно с показом кинофильма.

Применяется при создании фильма для получения спецэффектов методами рир-проекции, фронт-проекции, а также при использовании элементов кинопоказа в сюжете фильма.

Является одним из распространённых методов работы нарушителей авторского права в области кинопродукции.

Съёмка с проекционного экрана

При съёмке с киноэкрана удовлетворительное качество изображения может быть получено при синхронизации обтюраторов кинопроектора и киносъёмочного аппарата. В противном случае изображение конкретного кадра будет неполным (частично перекрываясь обтюраторами аппаратуры) или не будет получено вообще. В профессиональных условиях это осуществляется механическими (вплоть до прямой связи протягивающих механизмов проектора и киноаппарата) и электрическими методами.

Кинолюбители чаще применяют более простую покадровую съёмку.

При отсутствии синхронизации можно получить приемлемо качественное фотоизображение статической сцены, осуществляя фотосъёмку с выдержкой, заведомо большей, нежели удвоенное время показа одного кадра. Например, при стандартной частоте проекции 24 кадра в секунду один кадр показывается дважды около 1/48 секунды, следовательно приемлемая выдержка составляет 1/25 секунды.

Любительские кино- и видеосъёмки с экрана кинотеатра поэтому делятся на две основные группы:

  • «Экранка» (CamRip) — съёмка без точной синхронизации. Если она осуществляется на киноплёнку, то частота кадров такой копии составляет 8-12 кадров в секунду. Так как яркость проекционного экрана составляет ок. 30 кд/м², приходится применять высокочувствительную плёнку (250 и более ед. ГОСТ) и выставлять диафрагму ок 2-2.8.
  • «Telesync» — съёмка с синхронизацией, при которой камера получает от проекционного оборудования какой-либо сигнал, позволяющий точно определить момент полного открытия обтюратора проектора.


Съёмка с телевизионного экрана

В настоящее время применяется в основном в научно-исследовательских целях, благодаря:

  • существенному отличию передающих телевизионных трубок и матриц от киноплёнки по спектральной чувствительности. Особый интерес представляет съёмка в инфракрасном диапазоне спектра, где чувствительность мишеней видиконов и особенно плюмбиконов очень высока.
  • существенно более высокой светочувствительности передающих телевизионных трубок и матриц, позволяющей снимать при чрезвычайно низкой освещённости (например, в случае наблюдения за жизнью ночных животных).
  • малым габаритам и бесшумности видеокамер по сравнению с киносъёмочной техникой, что позволяет производить съёмку в малодоступных местах, не нарушая покой снимаемых объектов.

Всё это позволяет зарегистрировать на киноплёнке процессы, изображение которых напрямую получить сложно или невозможно. При этом непосредственная съёмка с экрана кинескопа практически не применяется: полученное электронное изображение печатается на киноплёнку фильм-рекордером.

До изобретения видеомагнитофона в 1956 году съёмка с экрана кинескопа на киноплёнку была единственным способом консервации телевизионного изображения.

Однако низкое разрешение телевизионного изображения и проблемы синхронизации оборудования делают применение данного метода очень ограниченным.

Основные сложности такой пересъёмки:

  • Послесвечение люминофора экрана типичной телевизионной системы очень короткое, в результате для получения полного изображения кадра экспонирование плёнки должно происходить в течение прямого хода луча, а перемещение плёнки на кадр — в течение обратного хода.
  • Длительность обратного хода в телевизионной системе намного меньше времени перемещения плёнки в большинстве киноаппаратов. Это приводит к неизбежному появлению тёмных полос на изображении экрана даже при точной синхронизации кадровых частот.

Профессиональное съёмочное оборудование со временем продёргивания плёнки 1.5-2 мс и входом синхронизации выпускалось специально для этих целей. Кроме того, некоторые исследовательские установки изготавливались с применением кинескопов повышенной яркости и, специально для соответствия киносъёмочному аппарату, развёртка строилась с большим временем обратного хода луча, а не в соответствии с одним из телевизионных стандартов.

Любительская киносъёмка с экрана, без точной синхронизации, осуществима, как и при съёмке с проекционного экрана, при пониженной (до 8-12 против 25) частоте кадров киноаппарата. Однако некоторые любители для этой цели получали телевизионное изображение на осциллографах с длительным (около 0.2с) послесвечением, тем самым избавляясь от тёмных полос и на нормальной скорости съёмки.

Низкая яркость экрана требует также применения киноплёнки повышенной чувствительности (в СССР выпускалась обращаемая плёнка ОЧ-180), в результате цветная пересъёмка любителями не практиковалась.[1]

По мере развития цифровых систем записи изображения и удешевлением портативного видеозаписывающего оборудования необходимость в такой пересъёмке к началу XXI века практически сошла на нет.

Примечания

  1. Л.М.Скобенников Съёмка с телевизионного экрана // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Съёмка с экрана.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06