06-09-2023
Сьюзи Кватро | |
Страна | |
---|---|
Инструменты | |
Коллективы | |
Официальный сайт |
Сью́зи Ква́тро (англ. Suzi Quatro; настоящее имя Сьюзан Кэй Кватро, англ. Susan Kay Quatro; 3 июня 1950 года, Детройт, Мичиган, США) — американская рок-певица, автор песен, музыкант (бас-гитара и клавишные), продюсер, актриса, радиоведущая. В 1970-х годах на волне глэм-рока Кватро имела огромный успех в Великобритании, Европе и Австралии; она выпустила серию хитов, общий тираж которых превысил 45 миллионов[1].
Содержание |
Сьюзи родилась 3 июня 1950 года в Детройте в семье джазового музыканта Арта Кватро, американца итальянского происхождения, и венгерки Хелен Шанишлаи. Известно, что дед Сьюзи по отцовской линии, прибывший в США в 1901 году, носил фамилию Кватроччио; вскоре он сократил её до «Кватро», чтобы облегчить окружающим произношение[2][3]. Детство будущей певицы прошло в фешенебельном пригородном районе Гросс-Пойнт, неподалёку от озерного побережья[1].
Арт Кватро работал на заводе компании «Дженерал моторс», а на досуге возглавлял музыкальный коллектив Art Quatro Trio[4]; именно он впервые вывел восьмилетнюю дочь на сцену, где она стала играть на конгах[1]. Вскоре Сьюзи начала играть на фортепиано, а к 14 годам стала участницей женского ансамбля Pleasure Seekers, куда входили также ее сестры Арлин и Патти. Группа (согласно AllMusic) «…одна из очень немногих женских гаражных групп, участницы которых сами играли на инструментах»[5], регулярно выступала в молодёжном детройтском клубе Hideout (известном также тем, что именно здесь начал свою карьеру Боб Сигер). В 1966 году Pleasure Seekers выпустили сингл «Never Thought You’d Leave Me» («What a Way to Die» на обороте) на лейбле, основанном владельцем клуба (обе песни были перевыпущены в 1980-х годах в компиляции гаражного рока 60-х What a Way to Die). Сингл имел определенный успех и привлёк к группе внимание большого лейбла: подписав контракт с Mercury Records, Кватро и сестры записали «Light of Love» провели американские гастроли и выступили перед американскими войсками во Вьетнаме[1].
У Арлен родился ребёнок и она вышла из состава, уступив своё место третьей сестре Кватро, Нэнси, после чего ансамбль изменил название на Cradle, группа сделав акцент на хард-рок и авторский материал[5]. Брат Майкл Кватро стал менеджером коллектива: именно он уговорил успешного британского продюсера и антрепренера Микки Моуста (Mikkie Most) прийти на один из концертов. Моуст, в Детройте записывавший Jeff Beck Group в Motown Studios, обратил внимание на Сьюзи с её необычной экспрессивностью и предложил ей сольный контракт с собственным, незадолго до этого образованным лейблом RAK Records[1]. Так через шесть месяцев после образования Cradle распались; сестра Патти присоединилась к лос-анджелесской женской рок-группе Fanny[5].
В тот момент Сьюзи Кватро заинтересовался и Elektra Records, но Кватро сделала свой выбор без малейших сомнений[1]. «Если верить президенту Elektra, мне предстояло стать второй Дженис Джоплин. Микки Мост предложил мне поездку в Англию, чтобы там я стала — единственной и неповторимой Сьюзи Кватро. Становиться кем-то-номер-два я не собиралась»[6], — говорила она в интервью c Джейн Холл. В конце 1971 года Кватро из Детройта вылетела в Англию.
Начало карьеры певицы складывалось непросто. Кватро называла первые два года в Англии самыми трудными в её жизни. «Я прибыла с одной из своих сестёр, но после того, как она улетела домой, я почувствовала себя очень и очень одинокой. У меня не было денег… и я записалась в студии ежедневно. Вечером я возвращалась домой и засыпала со слезами на глазах, настолько я была одинока»[6], — рассказывала она. Первый сингл Кватро, «Rolling Stone», не имел ни малейшего успеха — нигде, кроме Португалии, где он неожиданно поднялся на первое место хит-парада. В этот момент Моуст и познакомил её с авторским дуэтом Майк Чепмен и Никки Чинном, к тому времени известным благодаря успешному сотрудничеству с The Sweet. Результат этого сотрудничества получился впечатляющим: песня «Can the Can» мгновенно стала популярной и оказалась на первом месте в британских, японских и австралийских чартах. Микки Мост предложил Slade взять свою подопечную разогревщиком. «Наша аудитория отличалась тем, что ненавидела всех, кто бы с нами не выступал. Но <Сьюзи> вышла на сцену и завоевала их»[2], — позже вспоминал Нодди Холдер.
Вторым хитом стал «48 Crash» того же авторского дуэта: обе песни вошли в дебютный альбом Suzie Quatro. Часть песен была написана самой Сьюзи в соавторстве с гитаристом Ленни Таки (Lennie Tuckey), частично это были кавер-версии уже известных песен, но основные хиты принадлежали тандему Чинн-Чепмен. Альбом имел определенный коммерческий успех, в Британии, впрочем, поднявшись лишь до 32 места[7]. На волне успеха в 1974 году Сьюзи Кватро провела успешное турне по Австралии. При этом в США она вплоть до конца 1970-х годов оставалась практически неизвестной, даже несмотря на то, что провела американское турне с Alice Cooper и однажды попала на обложку журнала Rolling Stone (даже «Can the Can», перевыпущенный здесь в 1976 году, поднялся здесь лишь до #56)[8]. Последовали: «Daytona Demon» (1973) и «Devil Gate Drive» (1974); каждый из этих двух синглов, как и два первых, разошелся тиражом более миллиона экземпляров. За альбомом Quatro (1974) последовали Your Mama Won’t Like Me (1975) и Aggro Phobia (1976). Альбом If You Knew Suzi (1978) ознаменовал переход певицы к более «зрелому» звучанию, близкому к софт-року. Синглом отсюда вышел дуэт с Крисом Норманом «Stumblin' In» (#4 US)[8], принесший певице первую известность в США[1]. В ещё большей степени росту популярности певицы за океаном способствовало ее участие в ситкоме «Happy Days». Ее «героиня в кожанке», Кожаная Тускадеро (Leather Tuscadero), игравшая на гитаре и изъяснявшаяся на «мужском» языке, стала настолько популярна, что компания ABC предложила Кватро авторское шоу на телевидении, от чего певица отказалась. К этому времени она была уже замужем за Леном Таки, гитаристом собственной группы, и жила в Эссексе, Англия, в особняке XVI века. В 1982 году у них родилась дочь, год спустя — сын. Кватро продолжала записываться и гастролировать, при этом «смягчила нрав». «Конечно, было, я громила номера в отелях, и весьма успешно. Но это было давно, когда я страдала от стрессов»[9], — заметила она в одном из интервью. Кватро дважды появилась в британских телесериалах. В 1986 году она сыграла главную роль в лондонской постановке «Annie Get Your Gun». С 2000 года — ведёт «Rockin' with Suzi Q», популярную радиопрограмму BBC Radio 2[1].
Кватро вышла замуж за гитариста Лена Таки в 1978 году; в этом браке у нее двое детей: дочь Лаура (1982 г.р.) и Ричард-Леонард (1984 г.р.). Родной брат Майкл Кватро также певец и музыкант. Американская актриса Шерилин Фенн, более известная по сериалу Твин Пикс, племянница, дочь родной сестры Арлин.
В 1992 году Сьюзи и Лен развелись, в 1993 году она вышла за германского концертного промоутера Райнера Хааса[1]. Хелен Кватро умерла в 1992 году. Арт Кватро живёт в Арлингтоне, штат Техас[4].
Сюзи Кватро оказалась одной из первых в истории рока женщин, которая собрала собственную группу, причем группу мужчин («Миниатюрная и светловолосая, она играла на басу, размерами едва ли не больше ее самой…»). «Я стала первой успешной женщиной в рок-н-ролле, которая возглавляла ансамбль мужчин и серьёзно играла на инструменте. Этого не было ни до, ни после меня»[9], — говорила певица в интервью лондонской Express. В эпоху глэм-рока Кватро «…выработала стандарт которому все женщины с электрогитарой стараются следовать по сей день»[6], — писала Джейн Холл в Journal.
Позже некоторые специалисты стали относить Сьюзи Кватро к числу предшественниц движения «riot grrrl» возникшего в начале 1990-х годов. Рецензент AllMusic считает это преувеличением, поскольку «…глэм-поп Кватро начала 1970-х годов был в сравнении с заявлениями riot grrrls вполне безобидным» и, кроме того, даже самые ее феминистские хиты писались мужчинами, профессиональными авторами-песенниками. Тем не менее, как отмечает Ричи Унтербергер, она, как минимум, «доказала, что очень миниатюрная женщина способна играть на басу, петь и носить чёрную кожу, с достаточной долей вызова и чувством собственного достоинства»[5]. Как отмечает Gale Musician Prophiles, Кватро «…вне всяких сомнений оказала влияние на Runaways и Джоан Джетт а значит, косвенно, и на следующее поколение женщин в роке»[1].
Год | Название | B-Side | UK Singles Chart [10] | U.S. | Australia |
---|---|---|---|---|---|
1972 | «Rolling Stone» | «Brain Confusion» | - | - | - |
1973 | «Can the Can» | «Ain’t Ya Something Honey» | 1 | 56 | 1 |
1973 | «48 Crash» | «Little Bitch Blue» | 3 | - | 1 |
1973 | «Daytona Demon» | «Roman Fingers» | 14 | - | 4 |
1974 | «All Shook Up» | - | 85 | - | |
1974 | «Devil Gate Drive» | «In The Morning» | 1 | - | 1 |
1974 | «Too Big» | «I Wanna Be Free» | 14 | - | 13 |
1974 | «The Wild One» | «Shake My Sugar» | 7 | - | 2 |
1975 | «Your Mamma Won’t Like Me» | «Peter, Peter» | 31 | - | 14 |
1975 | «I Bit Off More Than I Could Chew» | «Red Hot Rosie» | - | - | - |
1975 | «Michael» | ? | - | - | 100 |
1975 | «I May Be Too Young» | «Don’t Mess Around» | - | - | 50 |
1977 | «Tear Me Apart» | «Close Enough To Rock’n’Roll» | 27 | - | 25 |
1977 | «Make Me Smile» | «Same As I Do» | - | - | - |
1977 | «Roxy Roller» | «Close Enough To Rock’n’Roll» | - | - | - |
1978 | «If You Can’t Give Me Love» | «Cream Dream» | 4 | 45 | 10 |
1978 | «She’s In Love With You» | «Space Cadets» | 11 | 41 | 30 |
1979 | "Stumblin' In | «A Stranger to Paradise» | 41 | 4 | 2 |
1979 | «The Race Is On» | «Non-Citizen» | 43 | - | 28 |
1979 | «Don’t Change My Luck» | «Wiser Than You» | - | - | 72 |
1980 | «Mama’s Boy» | «Mind Demons» | 34 | - | - |
1980 | «I’ve Never Been In Love» | «Starlight Lady» | 56 | 44 | - |
1980 | «Rock Hard» | «State Of Mind» | 68 | - | 9 |
1981 | «Glad All Over» | «Ego In The Night» | - | - | - |
1981 | «Lipstick» | «Woman Cry» | - | 51 | 46 |
1982 | «Heart Of Stone» | «Remote Control» | 60 | - | 99 |
1983 | «Down At The Superstore» | "Half Day Closing (Down At The Superstore) " | - | - | - |
1983 | «Main Attraction» | «Transparent» | - | - | - |
1984 | «I Go Wild» | «I’m A Rocker» | - | - | - |
1985 | «Tonight I Could Fall In Love» | «Good Girl (Looking For A Bad Time)» | - | - | - |
1986 | «Heroes» | «A Long Way To Go»/«The County Line» | - | - | - |
1986 | «I Got Lost In His Arms» | «You Can’t Get A Man With A Gun» | - | - | - |
1986 | «Wild Thing» | «I Don’t Want You» | - | - | - |
1987 | «Let It Be» | «Let It Be (Gospel Jam Mix)» | - | - | - |
1988 | «We Found Love» | «We Found Love» (Instrumental) | - | - | - |
1989 | «Baby You’re A Star» | «Baby You’re A Star» (Instrumental) | - | - | - |
1991 | «Kiss Me Goodbye» | «Kiss Me Goodbye» (Instrumental) | - | - | - |
1991 | «The Great Midnight Rock’n’Roll House Party» | «Intimate Strangers» | - | - | - |
1992 | «Love Touch» «Love Touch» (Single Version) |
«We Found Love» | - | - | - |
1992 | «Hey Charley» | - | - | - | |
1992 | «I Need Your Love» | «The Growing Years» | - | - | - |
1993 | «Fear Of The Unknown» (Radio Version) | «And So To Bed» | - | - | - |
1994 | «If I Get Lucky» (Radio Version) | «If I Get Lucky» (Long Version) | - | - | - |
1994 | «Peace On Earth» (Radio Edit) «Peace On Earth» (альбомная версия) |
«Frosty The Snowman» | - | - | - |
1995 | «What Goes Round» (Radio Edit) «What Goes Round» (альбомная версия) |
«Four Letter Words» (Remix Version) | - | - | - |
2006 | «I’ll Walk Through The Fire With You» | - | - | - | - |
Сьюзи Кватро.