28-05-2023
Сякухати | |
сякухачи, шакухати, шакухачи | |
Классификация |
Духовой музыкальный инструмент, Инструмент духовной практики Аэрофон |
---|---|
Родственные инструменты | |
Сякухати на викискладе |
Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайскую флейту «сяо» можно считать прародителем сякухати .
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 сяку (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — единица длины, а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.
По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к нижней губе и направляет поток воздуха на клин (утагути).
Содержание |
В настоящее время можно выделить несколько основных школ (течений) сякухати
:На данный момент можно выделить три основных направления
.Есть несколько версий появления сякухати. Одна из них предполагает, что сякухати прошла долгий путь из Египта в Индию, затем в Китай, а потом в Японию. Возможно, одним из прародителей сякухати могла стать китайская флейта сяореставрации Мэйдзи.
. Однако учитывая то обстоятельство, что истинное происхождение флейты на данный момент установить довольно сложно из-за сокрытия этой тайны сектой Фукэ (секта монахов комусо, школы Риндзай), стоит отметить здесь легенду, которой придерживалась секта Фукэ от момента своего создания в 1600-х годах, до закрытия во времяСогласно этой легенде, в Китае, во времена династии Тан в в IX веке жил человек, которого звали Фукэ. Он странствовал по стране и звонил в колокольчик, призывая окружающих к просветлению. И один человек увидел в Фукэ учителя. Он сделал флейту из бамбука и стал подражать звуку его колокольчика. Так появилась на свет первая пьеса для сякухати — кёрэй. А флейта была названа кётаку, что в переводе с японского — поддельный колокольчик.
В то время флейта сильно отличалась от той сякухати, которую мы знаем сегодня. Она была сделана из верхних колен бамбука, была тонкостенная и короткой — не более трех колен (в то время как современная сякухати делается из семи колен прикорневого бамбука). Те, кто проповедовал учение Фукэ до 1600-х годов использовали эту флейту для своих духовных практик. Они называли себя «комосо» (яп. 薦僧 комосо: ), что в переводе с японского означает «монах соломенной циновки». Это были нищие странствующие монахи, которые бродили по Японии, собирая подаяние. Важной особенностью являлось то, что в ряды комосо могли вступить выходцы из совершенно любых сословий.
В 1600-х годах приказом японского правительства была организованна секта Фукэ. Секта монахов комусо (яп. 虚無僧 комусо: ), что в буквальном переводе означает «монах небытия и пустоты». В ряды комусо могли вступать только представители высшего сословия — самураи. Согласно традиции, самурай, который хотел уйти от мирских дел, мог прийти в храм, отдать свой меч и получить взамен флейту и приступить к духовной практике. Так же были строго регламентированы правила поведения и одежда. День комусо был расписан по часам.
В начале реставрации Мэйдзи секта Фукэ была распущена правительством[1]. И в то время, для сохранения традиции сякухати, были созданы первые школы: кинко-рю, тодзан-рю и мёан-рю.
В настоящее время сякухати применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных композиций. Музыканты всего мира используют инструмент для исполнения джаза, этнической и других направлений музыки.
В Российской Федерации интерес к сякухати появился не так давно, как на Западе
Сякухати.