Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Сякухати

28-05-2023

Сякухати
сякухачи, шакухати, шакухачи
Классификация

Духовой музыкальный инструмент, Инструмент духовной практики Аэрофон

Родственные инструменты

флейта, хотику, кётаку, кена, сяо

Сякухати на викискладе

Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайскую флейту «сяо» можно считать прародителем сякухати[источник не указан 324 дня].

На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 сяку (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — единица длины, а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к нижней губе и направляет поток воздуха на клин (утагути).

Содержание

Школы сякухати

В настоящее время можно выделить несколько основных школ (течений) сякухати[источник не указан 324 дня]:

  1. Тодзан (яп. 都山流 то:дзанрю:?)), основанная Накао Тодзаном (1876—1956), на данный момент самая многочисленная школа Японии[источник не указан 324 дня].
  2. Кинко (яп. 琴古流 кинкорю:?), названная в честь основателя Кинко Куросавы (яп. 黒沢琴古 куросава кинко?) (1710—1771). На данный момент как таковой школы кинко нет, есть течение.
  3. Мёан (яп. 明暗流 мё:анрю:?), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фукэ в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Синрю Одзаки (1820—1888).
  4. Кётаку, школа основанная Коку Нисимуры, монахом комусо, жившим в прошлом веке. В школе изучают музыку для медитации (хонкёку) на разновидности флейты сякухти — «ктаку». Сам мастер Коку Нисимура ввел этот термин для своих флейт, которые отличаются от сякухати длинной и конструкцией внутреннего канала.
  5. Дзэнсабо, школа основанная мастером Ацуя Окуда. Мастер занимается не только игрой на флейте, но и сбором бамбука, уделяя этому особое внимание в своей школе.
  6. Докёку или «Путь Ватадзуми» — школа основанная Ватадзуми Досо. Мастер Ватадзуми так же известен созданием термина «хотику» — так он стал называть сякухати больших размеров[источник не указан 324 дня].

Музыкальные направления (репертуар) сякухати

На данный момент можно выделить три основных направления[источник не указан 324 дня].

  1. Хонкёку — «первые пьесы». Изначально сякухати была создана не как музыкальный инструмент, а как инструмент духовной практики. Пьесы этого жанра были написаны специально для этого и музыкальными считаться не могут. Это музыка для медитации, которые пользовались монахи секты Риндзай, практикующие суйдзэн.
  2. Гайкёку — музыка для ансамбля, в который обычно входили: кото, сямисэн, вокал и сякухати. Причём сякухати в ансабле была лишь аккомпанементом.
  3. Минъё — народная музыка.

История сякухати

Есть несколько версий появления сякухати. Одна из них предполагает, что сякухати прошла долгий путь из Египта в Индию, затем в Китай, а потом в Японию. Возможно, одним из прародителей сякухати могла стать китайская флейта сяо[источник не указан 324 дня]. Однако учитывая то обстоятельство, что истинное происхождение флейты на данный момент установить довольно сложно из-за сокрытия этой тайны сектой Фукэ (секта монахов комусо, школы Риндзай), стоит отметить здесь легенду, которой придерживалась секта Фукэ от момента своего создания в 1600-х годах, до закрытия во время реставрации Мэйдзи.

Химэдзи осиро мацури

Согласно этой легенде, в Китае, во времена династии Тан в в IX веке жил человек, которого звали Фукэ. Он странствовал по стране и звонил в колокольчик, призывая окружающих к просветлению. И один человек увидел в Фукэ учителя. Он сделал флейту из бамбука и стал подражать звуку его колокольчика. Так появилась на свет первая пьеса для сякухати — кёрэй. А флейта была названа кётаку, что в переводе с японского — поддельный колокольчик.

В то время флейта сильно отличалась от той сякухати, которую мы знаем сегодня. Она была сделана из верхних колен бамбука, была тонкостенная и короткой — не более трех колен (в то время как современная сякухати делается из семи колен прикорневого бамбука). Те, кто проповедовал учение Фукэ до 1600-х годов использовали эту флейту для своих духовных практик. Они называли себя «комосо» (яп. 薦僧 комосо:?), что в переводе с японского означает «монах соломенной циновки». Это были нищие странствующие монахи, которые бродили по Японии, собирая подаяние. Важной особенностью являлось то, что в ряды комосо могли вступить выходцы из совершенно любых сословий.

В 1600-х годах приказом японского правительства была организованна секта Фукэ. Секта монахов комусо (яп. 虚無僧 комусо:?), что в буквальном переводе означает «монах небытия и пустоты». В ряды комусо могли вступать только представители высшего сословия — самураи. Согласно традиции, самурай, который хотел уйти от мирских дел, мог прийти в храм, отдать свой меч и получить взамен флейту и приступить к духовной практике. Так же были строго регламентированы правила поведения и одежда. День комусо был расписан по часам.

В начале реставрации Мэйдзи секта Фукэ была распущена правительством[1]. И в то время, для сохранения традиции сякухати, были созданы первые школы: кинко-рю, тодзан-рю и мёан-рю.

В настоящее время сякухати применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных композиций. Музыканты всего мира используют инструмент для исполнения джаза, этнической и других направлений музыки.

Сякухати в России

В Российской Федерации интерес к сякухати появился не так давно, как на Западесообщество и по сей день функционирует и пополняется новыми участниками.

См. также

Примечания

  1. The shakuhachi as a spiritual tool: a Japanese Buddhist instrument on the West

Литература

  • Друзь В. А. К вопросу о происхождении иконографии монаха с флейтой в японском искусстве // Научные сообщения Государственного Музея Востока. — М., 1996. — № 22.
  • Deeg M. Komuso and Shakuhachi-Zen // Japanese Religions. — 2007. — № 32 (№ 1 & 2). — С. 7—38.

Ссылки

  • Сякухати в России — сообщество русскоговорящих исполнителей, изготовителей и любителей сякухати. Русскоязычный форум.
  • Международная ассоциация сякухати  (англ.) — много информации об истории разных школ, репертуара, музыкальных произведений и биографии музыкантов.

Сякухати.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06