Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Сякюсн-Сюме

23-04-2023

Монастырь
Сякюсн-Сюме
Cәкүсн-сүм
Страна Россия
Местоположение Элиста
Конфессия Гэлуг
Епархия Объединение буддистов Калмыкии 
Тип Мужской
Основатель Далай-лама XIV
Дата основания 1996 год

46°17′17″ с. ш. 44°13′25″ в. д. / 46.288056° с. ш. 44.223611° в. д. (G) (O) (Я)

Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) — буддийский храм в Республики Калмыкия. Хурул расположен на окраине Элисты в 6 километрах от города к северу от пригородного посёлка Аршан.

Содержание

История

Место строительства югу от города было выбрано неслучайно. Вопрос о строительстве калмыцкого хурула в Элисте был поставлен в феврале 1989 года на собрании Хурульного Совета. Тогда же было предложено несколько мест под строительство хурула в черте города Элисты и за ее пределами. Хурул должен был стать, прежде всего, центром духовного образования, а для этого требовалась достаточно большая площадь для строительства учебных корпусов, так что одним из определяющих факторов для выбора земли (участка) под строительство хурула было наличие большой свободной площади. В результате было принято решение о строительстве храма за пределами городской черты близ Аршани[1].

Место строительства было освящено Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время второго визита в Калмыкию в сентябре 1992 года[2]. Строительство храма продолжалось 4 года и велось на пожертвования жителей республики и личные средства первого Президента Калмыкии К.Н.Илюмжинова. Само здание было возведено за 1 год[3].

Хурул был торжественно открыт 5 октября 1996 года. До постройки в 2005 году хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни являлся крупнейшим буддийским храмом республики.

Церемония освящения хурула - "раднэ" была совершена Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время третьего визита в Калмыкию 1 декабря 2004 году. Совершение именно церемонии "раднэ" означает, что хурул становится настоящей обителью божеств[4].

Внешний вид

Хурул построен по проекту архитектора В. Гиляндикова. Облик храма исполнен в тибетском стиле и дополнен скульптурами В. Васькиным и П. Усунцыновым, живописью А. Поваева, Г. Нуровой, О.Глушковой, Е. Манжеевой, резьбой по дереву и культовой символикой Н. Галушкина и В. Куберлинова[5]. Высота храма составляет 20 м, длина – 24 м, ширина – 19 м. Нижняя часть выполнена в стиле типичном для тибетских монастырей, верхняя часть выполнена в традиционном стиле восточной двухъярусной пагоды. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры – Колеса Учения. По бокам две лани, слушательницы первой проповеди Будды[6].

У входа в храм расположены молитвенные барабаны кюрде, которые вращают по часовой стрелке при входе и выходе. На территории храмового комплекса "Геден Шеддуб Чой Корлинг", помимо сюме, имеется домик для лам, находится субурган (ступа).

Интерьер

На первом этаже расположены: вестибюль с тремя входными дверями (над входом обязательный атрибут – лани, на дверях – защитники сторон света локапалы), большой молельный зал, алтарь, в центре алтаря - большая статуя Будды Шакьямуни (высотой – 3,5 м, автор - скульптор В. Васькин), покрытая сусальным золотом. Будда сидит в позе «падмасаны» и держит в левой руке чашу – патру, правая рука опущена в традиционном жесте. Волосы, поднятые на темени в пучок «ушниша», удлиненные мочки ушей и третий глаз «урна» (в виде большого драгоценного камня) – черты облика Просветленного. В центре висит знамя Геолцин – символ победы Будды Шакьямуни над пятью чувствами.

Роспись стен выполнена в соответствии с традиционными буддийскими канонами храмовой живописи. Слева и справа от статую Будды находятся панно с изображениями божеств: слева – божества, дарующие долголетие, - красный Амитаюс, Белая Тара и Ушнишавиджая; справа – четырехрукий Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, Ваджрапани, хранитель веры, покровитель монгольских народов, и Манджушри, бодхисаттва мудрости. В молельной части в центре изображен Цзонхава с двумя учениками – Гьялцабом и Кедрупом. У него в руках цветы лотоса, на которых лежат атрибуты Манджушри. Наверху – Майтрея – грядущий Будда. Внизу, справа – монах с опахалами и другими атрибутами веры. Фигуры соединены между собой бело-розовыми облаками. В глубине алтарной части храма находятся статуи главных божеств буддийского пантеона, Тар – милосердных помощниц бодхисаттвы Авалокитешвары, фигуры хранителей веры[6].

На втором этаже расположены библиотека, комнаты для медитации, залы для индивидуального приема.

Примечания

  1. Как все начиналось - ВЫБОР МЕСТА
  2. Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV
  3. Сякюсн-Сюме
  4. Третий визит Его Святейшества Далай-ламы XIV
  5. Хурул «Сякюсн-сюме»
  6. ↑ Сякюсн-Сюме

Сякюсн-Сюме.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06