Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

С-125

24-07-2023

ПУ ЗРК С-125

С-125 «Нева»/«Печора» (по классификации МО США и НАТО — SA-3 Goa) — зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия. Был принят на вооружение в СССР в 1961 году.

Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина.

Содержание

Описание

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25 км.

При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.

ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.

За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.

Тактико-технические характеристики

С-125 М с ракетой В-600 «Печора» с ракетой В-601П «Печора» с ракетой В-601ПК «Печора-2А» с ракетой В-601Д
Макс. скорость поражаемых целей (м/с). 560 560 560 700
Мин. эпр. (м2) 0,5 0,3 0,3 0,3
Макс. высота целей, км 10 18 16 20
Мин. высота целей, км 0,2 0,02 0,02 0,02
Макс. дальность, км 12 17,5 14 28
Мин. дальность, км 6 3,5 3 3,5
Вероятность поражения 0,25 — 0,97 0,39 — 0,98 0,4 — 0,99 0,41 — 0,99

Модификации

С тех пор, как в России было заменено большинство С-125 на С-300, было решено модернизировать С-125 системы, снимаемые с вооружения, и сделать их более привлекательными для экспорта. Выпущенная в 2000 году, версия Печора-2 показывают большую дальность, способность работать по нескольким целям и большую вероятность попадания. Пусковая установка перемещена на грузовик, что позволяет осуществить смену позиции за меньшее время. Также систему Печора-2M возможно использовать против крылатых ракет.

В 1999 Российско-белорусскому финансовому-индустриальному консорциуму «Оборонительные системы» предоставляли контракт на модернизацию Египетских С-125. Это восстановленное вооружение было повторно введено в эксплуатацию как С-125 Печора-2M.[1]

В 2001 Польша начала предлагать модернизированный С-125, названный Newa SC. В нём заменено много аналоговых компонентов цифровыми для повышения надёжности и точности. Это модернизация, также включает установку пусковой установки на шасси танка Т-55, что дало улучшение подвижности и также была добавлена аппаратура свой-чужой и улучшен обмен данными. Радар установлен на 8-колёсном тяжёлом шасси грузовика (прежде используемом для пусковых установок Р-11).

Позже, в том же самом году, российская версия была модернизирована снова до Печора-М, в которой модернизации подверглись почти все компоненты системы — двигатели ракет, радары, системы управления, боеголовки, электроника. Также добавлены лазерные/инфракрасные следящие системы, что позволило осуществлять запуск ракет без использования радара.

Также существует версия С-125 доступная в России с боеголовкой c заменённой аппаратурой телеметрии, для использования в качестве управляемых снарядов.

В сентябре 2010 году прошла предварительные стрельбы «Печора-2Д» — украинский вариант модернизации ЗРК С-125. По данным разработчика НПП «Аэротехника-МЛТ» (г. Киев, Украина) после модернизации ЗРК назначается 15-летний ресурс, 1500 часов наработки на отказ достигается путем замены 90 % элементной базы, ЗРК оснащается спутниковой навигационной системой, средствами имитации воздушной обстановки, комплексного и автономного технического контроля и автономного энергетического обеспечения. Расширена область поражения воздушных целей: максимальная высота поражения цели до 21 км, горизонтальная дальность до дальней границы зоны поражения — 27 км, максимальная наклонная дальность поражения цели — 35 км, максимальный курсовой параметр цели — 24 км.

Предпосылки создания

Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.

История

Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».

В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Экспортные контракты

В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО «Печора-2М» в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн,[2]

Боевое применение

В Египте в июне-июле 1970 года ЗРК С-125 в 16 стрельбах было сбито 9 самолётов и 3 повреждено (советские данные)[источник не указан 599 дней].

В Сирии во время конфликта 1973 года было сбито 43 самолёта, при этом было уничтожено 5 дивизионов (сирийские данные)[источник не указан 599 дней].

В 20:42 27 марта 1999 года в Югославии модернизированный югославскими военными ЗРК С-125 «Печора» сбил малозаметный самолёт F-117, в 32 км от Белграда и 13 км от пусковой установки[3][4]

Примечания

  1. Египет показал новую «Печору». Архивировано из первоисточника 1 сентября 2011. Проверено 14 августа 2010.
  2. Алексей Никольский. Простой, как «Калашников» // Ведомости, № 246 (2268), 26 декабря 2008
  3. Lenta.ru: Оружие: Охота на невидимку (сербский опыт)
  4. Охота на "невидимку"

Ссылки

  • 51 фотография 2 установок С-125 установленных в г. Одесса
  • Описание С-125 на сайте НПО «Алмаз»
  • Информация о С-125
  • Информация о стрельбах в Чауде 2010 года
  • Видео о ЗРК «Печора-2Д»

С-125.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06