АО «Ташкентский механический завод» (ранее ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение
им. В. П. Чкалова») |
Въезд на авиапредприятие. Макет самолёта Ил-76
|
Тип |
Акционерное общество
|
Основание |
1932
|
Прежние названия |
РЗ N°84 (до 1972)[1], ТАПОиЧ (до 1997), ГАО "ТАПОиЧ" (до 2013)
|
Расположение |
Узбекистан Узбекистан: Ташкент
|
Отрасль |
Авиастроительная индустрия
|
Продукция |
Гражданские и военные самолёты; пластик и металлургия[2]
|
Собственный капитал |
132,5 млн $:
- 51 % акций завода в собственности государства,
- 10 % у трудового коллектива,
- 6,7 % акций находятся в собственности Национального банка внешнеэкономической деятельности и министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана,
- 25,6 % акций подлежит продаже.
|
Чистая прибыль |
▼ 4,4 млн $ (2007)
|
Число сотрудников |
10 900 (2007)
|
Материнская компания |
Узбекистанская железная дорога
|
Дочерние компании |
Механические заводы в Фергане и Андижане
|
Сайт |
tmz.uz
|
Ташкентский механический завод на Викискладе |
Ташкентский механический завод (бывшее Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова) — предприятие, ранее расположенное в Ташкенте, столице Узбекистана. Основано 20 ноября 1941 года; как авиастроительное предприятие прекратило существование в 2012 году. В том же году ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод».
История
Основание. Химки
ТАПОиЧ берёт начало от основанного в 1932 году ремонтного завода № 84 ГВФ в г. Химки Московской области, эвакуированного в 1941 г. в Ташкент.
15 февраля 1928 году был утверждён первый пятилетний план. В этом плане было высказано желание главного управления в ускорении развития отечественной авиации, и переход на 100 % внутреннее авиапроизводство[3].
К концу первой пятилетки было построено несколько отечественных моделей. В течение второй пятилетки новому заводу было поставлена задача техобслуживания и переоборудования самолёта АНТ-9.
В 1940 году, за год до переправки предприятия в Ташкент, оборудование было модернизировано для увеличения производства[4].
В 1935 году, завод получил заказ на переоборудование пассажирского самолёта АНТ-9[5] в агитационный самолёт «Крокодил».
Рост авиации, востребованный планом I пятилетки, требовал устойчивый и простой в конструкции самолёт. В то время американский «ДОСТОН имел большой спрос на мировом рынке[6].
В 1936 году началась подготовка к выпуску лицензионного самолёта ДС-3. Сам самолёт приобрёл новое обозначение ДС-3 2М-62ИР[7]. В 1939 г. испытания были проведены успешно и самолёт получил новое обозначение ПС-84 ((Пассажирский самолет завода № 84)[8].
B 1936 на базе бригады № 2 ЦКБ авиазавода № 39 было создано ОКБ-84 во главе Н. Н. Поликарповым, в котором проводились работы по истребителям И-15, И-16, И-17, пикирующим бомбардировщикам ВИТ-1, ВИТ-2. ОКБ Поликарпова работало на заводе до февраля 1938 года.
В 1937 году на заводе были построены катера на воздушной подушке В. И. Левкова[9][10].
В 1939 году под руководством конструктора В. Ф. Болховитинова был построен бомбардировщик ББС-1[11].
Эвакуация в Ташкент
Въезд на авиапредприятие.
Перебазирование из г. Химки Московской области в Ташкент было организовано в декабре 1941 г. Груз и люди были распределены в 17 эшелонах. В январе 1942 года завод был перебазирован и возобновил работу на новом месте.
- С 1942 года производство нового самолёта Ли-2, созданного на основе американского самолёта DC 3. В 1942—1945 гг. на заводе было произведено 2258 самолётов этой модели[12].
- С 1954 года завод выпускал транспортные самолёты Ил-14[13].
- С 1957 года начался выпуск самолётов Ан-8.
- В 1960 году изготовлен первый экземпляр винтокрыла Ка-22.
- В 1962 году сформирован информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
- С 1962 года начат выпуск транспортных самолётов Ан-12, всего их было выпущено 830 экземпляров.
- С 1966 года выпуск тяжёлых транспортных самолётов «Антей»[14]. Всего до 1975 года было построено 66 самолётов Ан-22[15][16].
- В 1972 году на базе завода образовано ПО (Производственное объединение) в который вошли Ташкентский, Андижанский и Ферганский механические заводы. Внедрена на Ташкентском производительном предприятии автоматизированная система управления (АСУП).[17]
- С 1973 года завод выпускал средний транспортно-десантный самолет Ил-76[18]. Oфициально заказ на производство самолёта был выдан в плане X пятилетки, 1976—1980. Всего на предприятии было выпущено 950 машин.
- 23 марта 1982 года, во время внепланового посещения ТАПОиЧа делегацией во главе с Л. И. Брежневым и Ш. Р. Рашидовым, произошло обрушение деревянной площадки лесов. В результате Л. И. Брежнев получил травмы и сломал ключицу[19].
После распада СССР
Административное здание и
депо, предприятие ТАПОиЧ, 2009
Плановая система советского периода гарантировала каждому производственному объединению спрос на изготовленную продукцию. Так, ТАПОиЧ поставляло самолёты, но[прояснить] занималось производством фюзеляжей и нуждалась в двигателях.[20]
После распада СССР правительство Узбекистана поставило задачу по увеличению внутренней продукции и замене отечественным производством импортной продукции. Последовала протекционистская политика, остановка обмена валюты и применены финансовые и юридические методы по снижению товарооборота между Узбекистаном и другими странами.[21] Само предприятие осталось под контролем государства; незначительная часть акций (10 %[22]) была распродана рабочему коллективу.[23]
В таких условиях последовали: ухудшение условий труда, уменьшение количества производимых самолётов, старение производственного оборудования, утечка квалифицированных специалистов.
- В 1990 году построена первая экспортная модель самолёта Ил-114[2].
Была организована кооперация с украинским «ОКБ Антонов» на поставку крыла для самолёта Ан-70.
- В 1992 году был поднят в воздух первый экземпляр Ил-114.
- В 1995 году начато производство модернизированного самолёта Ил-76МФ с новыми двигателями ПС-90А.
- В 1997 году преобразовано в акционерное общество (ГАО «ТАПОиЧ»).[2]
- С 2000 года завод перешёл с непосредственно авиационного производства на мелкое производство бытовых предметов для населения.
- В 2002 году была фактическая остановка производства[24]
- В 2005 году подписан контракт на поставку ВВС КНР 4 экземпляров заправочных самолётов Ил-78 (модификация Ил-76); в итоге контракт стоимостью 1,5 млрд долл. был сорван.[25]
- В 2007 году объявлено о планируемом в 2008 году вхождении ТАПОиЧ в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), при сохранении за объединением контроля со стороны Республики Узбекистан.[23]
- В 2010 году Хозяйственный суд Ташкента инициировал процедуру банкротства в отношении ГАО «ТАПОиЧ»[26]. 1 ноября на предприятии было введено внешнее управление сроком на один год[27].
- С 1 января 2011 года ГАО «ТАПОиЧ» возглавил Рустам Абдуразаков, получивший должность внешнего управляющего[28].
- 1 июня 2011 года вице-премьер России Сергей Иванов объявил, что ТАПОиЧ не войдёт в состав ОАК[29].
- В 2012 году на территории ГАО ТАПОиЧ начался демонтаж ранее построенных инфраструктурных объектов. С фасадного забора объединения исчезли буквы «ТАПОиЧ», демонтирован и макет самолета Ил-76 у проходной завода[30]. По состоянию на середину года производство самолётов прекращено, завод переориентирован на другую деятельность[31][32]. На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 04.04.2012г., ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский Механический Завод».
- АО «Ташкентский Механический Завод» с 1 мая 2015 года вошел в состав АО «Узбекистон темир йуллари»[уточнить]<перевод>. АО «Узбекистон темир йуллари» планирует вложить в «Ташкентский Механический Завод» в ближайшие четыре года 180 миллионов долларов на развитие и модернизации оборудования для ремонта и производства пассажирских и грузовых вагонов.
Многоцелевое предприятие
В связи с плановой экономической системой УзССР на завод были возложены задачи, не связанные с производством самолётов. Были построены больницы, детские сады, открыты курортные зоны.
В 1983 году было начато строительство 2-й ветки Ташкентского метро: станция «Чкаловская» была построена на средства завода[33][34]
В 1942 году персонал завода участвовал на строительстве Северного Ташкентского канала.[35][36]
Во время Великой Отечественной войны завод оказал помощь в выделении персонала на постройку Саларской ГЭС[37].
В 1966 году в Ташкенте произошло землетрясение, после которого часть заводских средств и персонала были направлены на устранение последствий катастрофы.[38]
- Курортные зоны
- В 1947 г. был открыт дом отдыха «Чигатай».
- В 1960 г. начал функционирование пансионат «Золотые пески», расположенный на берегу озера Иссык-Куль близ села Бозтери, с пропускной способностью 1200 ч/г.[39][40]. В 2016 году пансионат полностью перешёл в собственность Кыргызстана вместе с другими бывшими узбекистанскими пансионатами на Иссык-Куле.
- «Кристалл»[41][42][43][44][45]
- «Сокол»[41][46][47]
- «Кумышкан»[41]
- Детские лагеря
Дворец культуры и техники авиастроителей Им. В. Н. СИВЦА
- Медицинские центры
- Медсанчасть при ГАО ТАПОИЧ[49]
- Больница при ГАО ТАПОиЧ[50]
- Спортивные комплексы
- Развлекательные комплексы
Награды
Награды предприятия, полученные в советский период:
- В 1945 году предприятие было награждено орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов.[55]
- В 1962 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий правительства по выпуску новой техники.[55]
- В 1973 году объединение было награждено за успешное выполнение VIII пятилетнего плана и организацию производства новой техники орденом Октябрьской Революции[55]
- В 1982 году, во время визита Л. И. Брежнева, коллектив завода был награждён вторым орденом Ленина.[19]
См. также
Литература
- Сивец В. Н. «50 крылатых лет», Ташкент 1982 г., юбилейный экземпляр
- «Ташкентскому авиационному 50», Ташкент 1982 г., юбилейный экземпляр
Ссылки
- Актуальные контактные данные завода ТАПОиЧ
- История завода, (рассказ от первого лица)
- История ТАПОиЧ на mytashkent.uz
- Техника производства (сайт бывших рабочих на заводе) на arbuz.uz
- Фотогалерея Авиагородок
Примечания
- ↑ В. Н. Сивец, "50 крылатых лет", c. 121
- ↑ 1 2 3 4 В. П. Кучеров (Генеральный Директор ГАО ТАПОИЧ") "70 крылатых лет", Ташкент, 2002 г.
- [1]
- Ли-2 (ПС-84) — Самолеты вооруженных сил СССР и России
- ЦАГИ ПС-9(АНТ-9)
- Ли-2
- Лисунов Ли-2
- Мой дедушка — Анатолий Александрович Сеньков // Senkov.ru
- MilParade.ru | #32 | ЛЕТАЮЩИЕ КОРАБЛИ ЛЕВКОВА
- Календарь воина
- «С» — Самолеты вооруженных сил СССР и России
- ↑ «50 крылатых лет» В. Н. Сивец, c.60
- Tashkent Aircraft Plant (TAPO) / Chkalov Tashkent Industrial Aircraft Association [TAPiCH]
- Антонов Ан-22
- Ан-22
- Ан-22 — военно-транспортный самолет
- ↑ «50 крылатых лет» В. Н. Сивец, c. 121
- Ил-76
- ↑ Малоизвестный факт из жизни генсека // LJ d_pankratov
- ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ. А. Г. Гранберг, акад. РАН; Б. М. Шульберг, д.э.н., проф.; А. А. Адамеску, д.э.н., проф.; В. В. Кистанов, д.э.н., проф.; Ю. С. Ковалев, к.э.н.; О…
- «Экономические стратегии — Центральная Азия», № 2-2007, стр. 12-23
- [2]
- ↑ [3] // Парламентская газета №7 от 26 февраля 2010
- Уникальный ташкентский авиационный завод «ТАПОиЧ» фактически простаивает // Фергана.Ру
- ТАПОиЧ сорвал поставки Китаю самолетов Ил-76 и Ил-78
- Узбекистан: Началась процедура банкротства Ташкентского авиазавода имени Чкалова // Фергана — агентство новостей
- Мертвая петля для ТАПОиЧ // Фергана — агентство новостей
- ГАО ТАПОиЧ возглавил Абдуразаков Рустам Ирисматович // Ташкент, Узбекистан — Новости Узбекистана
- Авиастроительная корпорация отказалась от сотрудничества с Узбекистаном // Фергана — агентство новостей
- Ташкентский авиационный завод уходит в прошлое
- "ТАПОиЧ" больше не будет производить самолеты // aviaport.ru, 14.06.2012
- ТАПОиЧ распрощается с производством самолетов до конца года
- Уникальное ташкентское метро: станция «Чкалов» // ИП «УЗИНФОРМ»
- Письма о Ташкенте :: Общественный транспорт, история
- ↑ «50 крылатых лет» В. Н. Сивец, с. 47
- http://www.cnshb.ru/akdil/AKAD/base/RP/000463.shtm
- Источники электроэнергии // Реферат Физика
- ↑ В. Н. Сивец, «50 крылатых лет», c. 109
- ↑ «50 крылатых лет» В. Н. Сивец, c. 101
- Пансионат «Золотые пески», Иссык-Куль
- ↑ Zerkalo XXI
- Письма о Ташкенте :: Пансионат Кристалл
- Письма о Ташкенте :: Кристалл, 1978
- Письма о Ташкенте :: Кристалл и Бельдерсай
- Зона отдыха «Кристалл» :: Дома отдыха в горах Узбекистана :: дома отдыха в Хумсане :: Цены на проживание, фотографии, описание инфраструктуры пансионата
- Пансионат Сокол от ГАО ТАПОиЧ — Google Earth Community
- Горы Узбекистана : : Отдых в горах Узбекистана
- ↑ «50 крылатых лет» В. Н. Сивец, с. 75
- Mahinatori v belih halatah ili Chora Kurildi po-uzbekski — B
- [4] // Онлайн-журнал Baby.uz
- «ЁШЛИК» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (бывш. «НБУ», СТАДИОН «СТАРТ») // Справочник Узбекистана — Золотые Страницы Узбекистана
- Афиша кинотеатра «им. Лисунова (Большой зал)» — Afisha.uz
- КВН или смешной бизнес // Журнал «Экономическое обозрение»
- История Ташкента
- ↑ 1 2 3 «Ташкентскому авиационному 50»