Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Текстомузыкальная форма

14-10-2023

Текстомузыка́льная фо́рма — тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением молитвословного или поэтического текста. В песенных формах текстомузыкального типа логика формы выявляется через каденционный план, в котором удельный вес музыкальных каденций определяется значимостью соответствующих отделов поэтической формы: наименее слабая каденция внутристрочная, самая сильная генеральная и т.д.

Текстомузыкальная форма как тип господствует в культовой музыке с древнейших времен до наших дней. В светской европейской музыке текстомузыкальная форма доминировала до начала XVII века (условно проводимая демаркационная линия — Le nuove musiche Дж. Каччини). С тех пор об исторических разновидностях музыкальных форм (рондо, соната и т.п.) говорят как об «абсолютных», или «автономных», т.е. специфика их структуры описывается как имманентно музыкальная, вне зависимости от текста (реального в вокальной музыке или подразумеваемого в инструментальной).

Примеры текстомузыкальных форм: сколий Сейкила (древнегреческая песня), все жанры (формы) григорианского хорала (например, секвенция, гимн, респонсорий и т.д.), византийской и древнерусской монодии (см. Знаменный распев), формы восточной макамо-мугамной традиции, форма бар мейстерзингеров и протестантского хорала, все твёрдые формы в музыке Ars nova (баллата, виреле, рондо и т.д.[1]), кондукт, мотет и месса нидерландских и др. полифонистов, мадригалы Джезуальдо, вильянсико и мн. др.

Термин введён в трудах Юрия Николаевича Холопова, возможно, перевод с англ. poetic musical form — термина, который использовал Вилли Апель[2]. Образцовый анализ гармонии с учётом особенностей текстомузыкальный формы Холопов даёт на примере мотета Лассо «Quam pulchra es»[3].

Примечания

  1. Лебедев С.Н. Форма и каденции в музыке XIII—XIV веков // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Горький, 1986, с.147-149.
  2. Например, см. статью: Apel W. French, Italian and Latin poems in the fourteenth-century music // Journal of the plainsong and medieval music society, 1978, No.1, pp.39-56.
  3. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ. Ч.1. М., 1996, с.11-25.

Литература

  • Холопов Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, 1990, сс.580-583.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. ч.2. М., 2005 (с.503).
  • Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. Москва, 2006 (особенно см. сс. 84-87, 272, 275, 335, 390).

Текстомузыкальная форма.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06