14-10-2023
Текстомузыка́льная фо́рма — тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением молитвословного или поэтического текста. В песенных формах текстомузыкального типа логика формы выявляется через каденционный план, в котором удельный вес музыкальных каденций определяется значимостью соответствующих отделов поэтической формы: наименее слабая каденция внутристрочная, самая сильная генеральная и т.д.
Текстомузыкальная форма как тип господствует в культовой музыке с древнейших времен до наших дней. В светской европейской музыке текстомузыкальная форма доминировала до начала XVII века (условно проводимая демаркационная линия — Le nuove musiche Дж. Каччини). С тех пор об исторических разновидностях музыкальных форм (рондо, соната и т.п.) говорят как об «абсолютных», или «автономных», т.е. специфика их структуры описывается как имманентно музыкальная, вне зависимости от текста (реального в вокальной музыке или подразумеваемого в инструментальной).
Примеры текстомузыкальных форм: сколий Сейкила (древнегреческая песня), все жанры (формы) григорианского хорала (например, секвенция, гимн, респонсорий и т.д.), византийской и древнерусской монодии (см. Знаменный распев), формы восточной макамо-мугамной традиции, форма бар мейстерзингеров и протестантского хорала, все твёрдые формы в музыке Ars nova (баллата, виреле, рондо и т.д.[1]), кондукт, мотет и месса нидерландских и др. полифонистов, мадригалы Джезуальдо, вильянсико и мн. др.
Термин введён в трудах Юрия Николаевича Холопова, возможно, перевод с англ. poetic musical form — термина, который использовал Вилли Апель[2]. Образцовый анализ гармонии с учётом особенностей текстомузыкальный формы Холопов даёт на примере мотета Лассо «Quam pulchra es»[3].
Текстомузыкальная форма.