28-06-2023
В архитектуре Z существуют три типа адресных пространств (и соответственно три типа адресов): абсолютное, реальное и виртуальное.
Абсолютный адрес непосредственно, без всяких преобразований, определяет ячейку физической памяти. Абсолютный адрес уникален, и одной ячейке памяти не может соответствовать более одного абсолютного адреса.
Реальный адрес, используется в многопроцессорных конфигурациях и преобразуется в виртуальный посредством префиксации. Основная цель префиксации — отображение начальной области реальной памяти (8KB) каждого процессора на одну из областей физической памяти с различными абсолютными адресами. Это необходимо для уменьшения числа конфликтов при обращении различных процессоров в ходе обработки прерываний.
Виртуальные адреса формируются процессором в ходе исполнения программ и преобразуются в реальные посредством динамического преобразования адреса.
Различаются следующие типы виртуальных адресов:
Тип виртуального адреса определяется режимом виртуальной адресации, используемым в процессоре. Режим адресации указывается в битах 16-17 регистра PSW:
Биты
PSW |
Режим Адресации |
00 | Primary-space mode |
01 | Access-register mode |
10 | Secondary-space mode |
11 | Home-space mode |
В режимах главного или базового AS процессору доступны, соответственно, только главное или базовое виртуальные адресные пространства. В режиме вторичного AS процессор может транслировать адреса и главного, и вторичного AS. В режиме с AR-определяемым AS процессор оперирует в главном и пятнадцати пространствах, определяемых регистрами доступа AR.
Типы адресов в архитектуре Z.