Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Типы учебных занятий

18-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются урок, лекция, семинар, экскурсия…. Эта типология носит эмпирический характер, а потому может быть использована для объяснения ограниченного круга явлений, связанных с обучением.

В противоположность такому подходу М. А. Мкртчян создал теоретическую типологию учебных занятий, разделив всё их многообразие на три группы:

  • индивидуальные учебные занятия,
  • групповые учебные занятия,
  • коллективные учебные занятия.

Сущностные признаки учебных занятий

Для выделения сущностных характеристик учебных занятий М. А. Мкртчян ввёл три новых понятия: общий фронт, учебный маршрут, временные кооперации учащихся.

Общий фронт — ситуация, когда все ученики класса делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами.
Учебный маршрут — определённая последовательность освоения разделов и тем учебной программы.
Временные кооперации учащихся — это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной задачи. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает свое существование, и образуются новые объединения.

Учебное занятие является целостной единицей долгосрочного учебного процесса. Рассматривая конкретный фрагмент учебного процесса, ограниченного например рамками пары часов, вне всего контекста, практически невозможно отнести учебное занятий к определенному типу. Его можно квалифицировать в цепочке занятий. В частности, общий фронт нужно определять в масштабе, выходящем за пределы одного-двух занятий. Это же положение относится и к остальным признакам.

Характеристика разных типов учебных занятий

Индивидуальные учебные занятия

Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности (основой является работа учителя с каждым учеником по очереди и индивидуальная деятельность учащихся). Индивидуальные занятия положены в основу, например, педагогической системы М. Монтессори, Дальтон-плана.

Разновидности индивидуальных учебных занятий определяются наличием одного учебного маршрута для всех учащихся или нескольких. В Дальтон-плане один маршрут для всех учащихся учебной группы, а в системе М. Монтессори — разные маршруты. Иногда в литературе бригадно-лабораторный «метод», использовавшийся в 20-е годы ХХ века в советской школе, неправомерно считают модификацией Дальтон-плана. Заметим, что в основе Дальтон-плана лежат индивидуальные учебные занятия, а в бригадно-лабораторном «методе» — групповые.

Групповые учебные занятия

Основным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак — одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Разновидностью групповых учебных занятий является урок.

Подчеркнём, понятие «групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность учителя со всем классом (то есть групповым субъектом) как одним учеником, неважно при этом, делится ли класс на подгруппы или нет. Учителю приходится иметь делу именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «учитель — группа».

Коллективные учебные занятия

Коллективные учебные занятия характеризуются следующими сущностными признаками:

— обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время, то есть отсутствует общий фронт;

— разные ученики осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам;

— создаются временные кооперации учащихся на местах пересечения их учебных маршрутов. Временную кооперацию, если её состав три человека и больше, называют сводным отрядом. Понятие сводного отряда заимствовано у А. С. Макаренко и перенесёно на учебный процесс.

Термин «коллективные занятия» является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого лежит совместная деятельность и высшие формы кооперации. (О коллективе см.: Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности (теоретико-методологический аспект). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.)

Если охарактеризовать групповые учебные занятия на языке этапов, то увидим линейную последовательность дидактических задач в отношении всех обучающихся. А на коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается, здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками какой-либо работы. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся и их группам. Между учащимися специально перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, тренирующий, организатор и т. п.). Здесь, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся. Например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие — в малых группах, а третьи — индивидуально. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, образуются новые объединения. Иногда весь учебный коллектив может представлять собой одну временную кооперацию. Благодаря многоплановости коллективных учебных занятий, здесь можно использовать всё богатство позитивного опыта, наработанного педагогической теорией и практикой, либо применительно ко всему коллективу, либо к некоторым группам, либо отдельным учащимся, но при единственном ограничении: должен отсутствовать длящийся месяцами общий фронт.

Отличия понятий «учебные занятия» и «общие формы организации обучения»

При этом не следует отождествлять понятие учебных занятий и понятие общих форм организации обучения. Они относятся к разным группам понятий[1]. Понятие «формы организации обучения»[2] односторонне отражает объект — учебный процесс, а понятие учебного занятия охватывает этот объект во многих его опосредствованиях и отношениях, то есть является логически конкретным образом целостной единицы учебного процесса.

Так, Т. И. Шамова под учебным занятием понимает «форму реализации конкретной цели процесса обучения. Учебное занятие ограничено рамками времени, на нём преподаватель организует учебную деятельность учащихся по достижению запланированной дидактической цели». Учебное занятие разбивается на отдельные его составляющие — этапы, каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нём реализуется. Каждый этап, являясь подсистемой учебного занятия, «представляет собой систему взаимосвязанных элементов: образовательной задачи, содержания, методов обучения, форм организации учебной деятельности учащихся, реального результата». (См.: Управление образовательными системами: учеб. пособие / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2002. С. 124—125.)

Следовательно, чтобы описать учебные занятия, кроме структуры его организационных форм, необходимо осветить специфику целей, содержания, этапов, методов, средств обучения. Кроме того, учебное занятие локализуется на некотором объединении обучающихся и педагогов: школьном классе, студенческой группе, разновозрастном учебном коллективе и т. п.

Организационная структура учебных занятий

Если обратиться к организационной структуре занятий, то увидим, что в основе индивидуальных учебных занятий лежит парная организационная форма обучения («учитель — ученик») и индивидуально-опосредованная. Это позволяет обеспечить разные темпы, маршруты, способы освоения учениками учебного материала.
В основе групповых занятий лежит сочетание групповой организационной формы обучения (фронтальной работы) и вспомогательных — индивидуально-опосредованной и парной («учитель — ученик»). Общий фронт на групповых учебных занятиях появляется благодаря использованию групповой формы организации обучения в качестве ведущей.
Расширение организационной структуры групповых учебных занятий работой в парах сменного состава не меняет сущности этих занятий, так как коллективная форма организации обучения объективно здесь может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения, этот факт как раз и не учитывается.)
Коллективные занятия строятся на сочетании коллективной организационной формы (взаимодействия участников группы в парах сменного состава), являющейся ведущей формой, и вспомогательных форм: индивидуальной, парной («учитель — ученик», «ученик — ученик») и групповой (малые группы, иногда фронтальное взаимодействие). Это позволяет обеспечить разные учебные маршруты и создать временные кооперации обучающихся. Построить коллективные занятия при ведущей роли малых групп, организованных фронтальным образом, невозможно, так как общий фронт сохраняется на уровне группы, что не даёт обеспечить достаточно много степеней свободы для реализации индивидуальных учебных маршрутов.

Примечания

  1. Методолог Г. П. Щедровицкий различает три группы понятий: одни абстракции имеют чувственное содержание, другие — односторонне отражают объект (например, «энергия», «масса»), а третьи охватывают объект во многих его опосредствованиях и отношениях, являются логически конкретными образами объектов. (См.: Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997. С. 27.)
  2. Общие формы организации обучения. Классификацию общих форм организации обучения разработал В. К. Дьяченко. (Возможно, более удачно было бы их назвать элементарными.) В её основу положены возможные структуры взаимодействия людей.
    Опосредованному общению людей соответствует индивидуально-опосредованная форма обучения (индивидуальная работа обучающегося с учебными материалами); взаимодействию в паре постоянного состава — парная; общению в группе, когда каждый говорящий направляет со-общение одновременно нескольким слушателям, — групповая; взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава, — коллективная.
    Групповая организационная форма обучения проявляется в двух разновидностях: фронтальная (общеклассная) работа и деятельность малых групп, когда говорящий направляет текст одновременно нескольким участникам.
    Общие формы — неделимые далее единицы, из которых складывается организационная структура учебного процесса в его конкретных формах. Общей (элементарной) формой организации обучения характеризуется определённый вид со-бытийных связей между субъектами занятия, показывается, что происходит в учебном коллективе в целом или в отдельных его частях.
    (См., например: Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989.)

Литература

  • Сайт общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения.
  • Запятая О. В. Групповые и коллективные учебные занятия. Характерные признаки и отличия // Современное образование: науч.-метод. журнал. Красноярск, 2001. № 3. С. 21-22.
  • Лебединцев В. Б. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса // Школьные технологии: науч.-метод. журнал. М., 2007. № 2. С. 56-67.

Типы учебных занятий.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06