Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Токийская повесть

27-08-2023

Токийская повесть
東京物語
Tôkyô monogatari
Жанр

драма

Режиссёр

Ясудзиро Одзу

Продюсер

Такэси Ямамото

Автор
сценария

Ясудзиро Одзу
Кого Нода

В главных
ролях

Тисю Рю
Тиэко Хигасияма
Сэцуко Хара
Харуко Сугимура

Оператор

Юхару Ацута

Композитор

Кодзюн Сайто

Кинокомпания

Shochiku Kinema Kenkyû-jo

Длительность

136 мин

Страна

Япония

Язык

японский

Год

1953

IMDb

ID 0046438

«Токийская повесть» (яп. 東京物語, «Токио-моногатари») — кинофильм японского режиссера Ясудзиро Одзу, снятый в 1953 году.

Содержание

Сюжет

Престарелые супруги Сюкиси (Тисю Рю) и Томи (Тиэко Хигасияма) отправляются из южного села в далёкий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание. Наконец стариков спроваживают на морской курорт, находящийся поблизости. Наиболее тепло и радушно к пожилым супругам относятся не трое их детей и даже не внуки, а Норико (Сэцуко Хара), вдова их погибшего на войне сына.

В фильме разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, однако последние кадры оставляют просветлённое чувство: хотя старик Сюкиси сидит в опустевшем доме совсем один, по улице едет автобус, с реки гудит пароход — жизнь идёт своим чередом.[1]

В ролях

Содержание

В конце ленты хорошо слышно, как в пустом доме тикают часы. Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни — «козыри» режиссёрской манеры Ясудзиро Одзу.[2] Старость, одиночество и смерть трактуются им в духе восточной философии — как проявления естественного круговорота жизни.[3] Неслучайно в конце фильма, как и в его первых кадрах, в сторону Токио спешит поезд.

Как и у Миядзаки, в фильмах Одзу нет героев и злодеев.[4] Все действующие лица принадлежат к одной семье, где у каждого есть свои причины действовать так, а не иначе.[5] Бесчувственность детей в отношении родителей вызвана не злобой или неблагодарностью, а необходимостью заботиться о собственных детях.[6] Зрителю представлены мотивы поведения не только старшего, но и младшего поколения.[6]

Сэцуко Хара на съёмках «Токийской повести»

Не впадая в мелодраматизм и избегая трагедийного пафоса, Одзу спокойно и трезво констатирует, что мир постоянно меняется, причём далеко не всегда в лучшую сторону.[3][7] Борьба за существование в многомиллионном Токио плохо совместима с душевной восприимчивостью и почтительностью к старшим, хотя обрядовая сторона вековой японской жизни ещё даёт о себе знать.[6]

Единственное драматическое событие фильма — смерть матери — незаметным образом вырастает из потока повседневной жизни и воспринимается как его органичная часть, естественное звено в цепочке причин и следствий.[8] Герои Одзу не делают ничего значительного, но неприметно для самих себя они ежеминутно принимают решения, которые предопределяют содержание их жизни.[8]

Значение

Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа.[9] С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта — в первой десятке).[10]

По результатам опроса 2012 года «Токийская повесть» подтвердила своё место в тройке лидеров[11], причём в ходе опроса 358 кинорежиссёров за произведение Одзу было подано больше голосов, чем за любой другой фильм[12].

Примечания

  1. Yasujiro Ozu:Tokyo Story | Film | The Guardian
  2. Yasujiro Ozu: an artist of the unhurried world | Ian Buruma | Film | The Guardian
  3. ↑ Ъ-Weekend - Дети любых возрастов
  4. Как пишет Дж. Розенбаум, принятие душевного склада всех действующих лиц у Одзу — нечто большее, чем просто сочувствие или терпимость, это подобие космического объятия.
  5. Tokyo Story: No 4 best arthouse film of all time | Film | The Guardian
  6. ↑ Family Ties, Unbound, in Tokyo Story - Page 1 - Movies - New York - Village Voice
  7. BBC - Films - Tokyo Story (Tokyo Monogatari)
  8. ↑ JonathanRosenbaum.com » Blog Archive » On Ozu
  9. BFI | Sight & Sound | Top ten | Archive
  10. BFI | Sight & Sound | Top Ten Poll 2002 — Who voted for which film
  11. The Top 50 Greatest Films of All Time | British Film Institute
  12. http://www.telegraph.co.uk/culture/film/film-news/9444975/Is-Vertigo-really-the-greatest-film-of-all-time.html

Ссылки

  • Токийская повесть  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Токийская повесть»  (англ.) на сайте allrovi

Токийская повесть.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06