27-08-2023
Токийская повесть | |
東京物語 Tôkyô monogatari |
|
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Shochiku Kinema Kenkyû-jo |
Длительность |
136 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0046438 |
«Токийская повесть» (яп. 東京物語, «Токио-моногатари») — кинофильм японского режиссера Ясудзиро Одзу, снятый в 1953 году.
Содержание |
Престарелые супруги Сюкиси (Тисю Рю) и Томи (Тиэко Хигасияма) отправляются из южного села в далёкий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание. Наконец стариков спроваживают на морской курорт, находящийся поблизости. Наиболее тепло и радушно к пожилым супругам относятся не трое их детей и даже не внуки, а Норико (Сэцуко Хара), вдова их погибшего на войне сына.
В фильме разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, однако последние кадры оставляют просветлённое чувство: хотя старик Сюкиси сидит в опустевшем доме совсем один, по улице едет автобус, с реки гудит пароход — жизнь идёт своим чередом.[1]
В конце ленты хорошо слышно, как в пустом доме тикают часы. Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни — «козыри» режиссёрской манеры Ясудзиро Одзу.[2] Старость, одиночество и смерть трактуются им в духе восточной философии — как проявления естественного круговорота жизни.[3] Неслучайно в конце фильма, как и в его первых кадрах, в сторону Токио спешит поезд.
Как и у Миядзаки, в фильмах Одзу нет героев и злодеев.[4] Все действующие лица принадлежат к одной семье, где у каждого есть свои причины действовать так, а не иначе.[5] Бесчувственность детей в отношении родителей вызвана не злобой или неблагодарностью, а необходимостью заботиться о собственных детях.[6] Зрителю представлены мотивы поведения не только старшего, но и младшего поколения.[6]
Не впадая в мелодраматизм и избегая трагедийного пафоса, Одзу спокойно и трезво констатирует, что мир постоянно меняется, причём далеко не всегда в лучшую сторону.[3][7] Борьба за существование в многомиллионном Токио плохо совместима с душевной восприимчивостью и почтительностью к старшим, хотя обрядовая сторона вековой японской жизни ещё даёт о себе знать.[6]
Единственное драматическое событие фильма — смерть матери — незаметным образом вырастает из потока повседневной жизни и воспринимается как его органичная часть, естественное звено в цепочке причин и следствий.[8] Герои Одзу не делают ничего значительного, но неприметно для самих себя они ежеминутно принимают решения, которые предопределяют содержание их жизни.[8]
Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа.[9] С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта — в первой десятке).[10]
По результатам опроса 2012 года «Токийская повесть» подтвердила своё место в тройке лидеров[11], причём в ходе опроса 358 кинорежиссёров за произведение Одзу было подано больше голосов, чем за любой другой фильм[12].
Токийская повесть.