02-08-2023
Торпеда Уайтхеда — общее название семейства торпед, сконструированных английским инженером Робертом Уайтхедом. Торпеды Уайтхеда серийно производились фирмой Уайтхеда с 1868 года и поставлялись как на вооружение Королевского военно-морского флота Великобритании, так и на экспорт.
Содержание |
Событием, изменившим жизнь Роберта Уайтхеда, стало последовавшее в 1864 году приглашение его присоединиться к работе по усовершенствованию аппарата для прибрежной защиты, известного как «coastsaver», изобретенного отставным капитаном австрийского флота Джованни Лапписом. Устройство представляло собой длинный погружаемый в воду аппарат, заполненный взрывчатыми веществами и перемещаемый вдоль берега с помощью верёвок. Идея создания подобного аппарата потерпела крах, но она вдохновила Уайтхеда на поиск других решений по созданию нового оружия, отвечающего требованиям береговой обороны.
При помощи своего двенадцатилетнего сына, Джона, Уайтхед в течение следующих двух лет неутомимо проводил испытания нового манёвренного подводного оружия. Результатом двухлетних испытаний стала представленная в 1866 году миру первая самодвижущаяся торпеда. Торпеда впоследствии постоянно совершенствовалась Уайтхедом, и ещё при его жизни фирмой Уайтхеда было создано значительное число модификаций данной торпеды. С 1866 по 1905 года скорость движения торпеды Уайтхеда увеличилась с 6,5 до 28 узлов, а максимальная дальность запуска торпеды увеличилась с 700 до 4000 ярдов[1][2].
В 1868 году, после успешной демонстрации способностей торпеды, австрийский флот решил разместить заказ на её производство. Роберт Уайтхед, при заключении контракта сохранил за собой право продажи его другим странам, и посвятил всю свою дальнейшую жизнь развитию торпедного оружия. К 1869 году сведения о деятельности Уайтхеда в Фиуме дошли до руководства Британского Королевского Флота. За этим последовало приглашение Роберта назад в Англию, где он провёл демонстрации своих 14-ти (357-мм) и 16-ти дюймовых (406-мм) торпед. За демонстрациями последовала покупка права на использование этих торпед британским флотом, а с 1872 года покупка права и на их производство в Вулвичском арсенале (Royal Arsenal).
В течение нескольких последующих лет на фабрику Уайтхеда последовали заказы на приобретение торпед со стороны Франции, России, Испании, Италии, Турции, Японии, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Португалии, Аргентины, Бельгии, Греции и Чили. Россия стала шестым государством, принявшим на вооружение своего флота торпеду.
Модель (год производства) | Длина, м | Материал корпуса | Вес торпеды, фунтов | Вес боевой части, фунтов | Скорость хода | Дальность хода, ярдов | Стоимость (фунтов стерлингов) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
356-мм (1866) | 265 | 18 | 7 | 200 | |||
356-мм (1868) | 346 | 40 | 7 | 200 | |||
406-мм (1868) | 650 | 67 | 7? | 600 | |||
356-мм (1875)[4] | 530 | 26 | 18 | 600 | |||
381-мм (1882) | 5,7 | Сталь или бронза | 904 | 94 | 21 | 800 | 350 (С)[5], 380 (Б) |
356-мм (1882)[6] | 498 | ? | 24 | 400 | |||
356-мм (1883) (увеличенная 14") | 117 | 20 | 800 | ||||
356-мм (1883)[7] | 581 | 44 | 21 | 650 | |||
305-мм (1883) | 272 | 33 | 21 | 200 | |||
356-мм MkV (1886)[8] | 660 | 58 | 24 | 600 | |||
457-мм (1890) Mk 1B | 1236 | 198 | 30 | 800 на 27,5 узлах | |||
457-мм (1892) Mk 2 | 845 | 118 | 30 | 800 на 27 узлах | |||
457-мм (1893) Mk 2 (Тип C) | 1232 | 132 | 1500 на 28,5 узлах | ||||
457-мм (1906) | 1609 | 220 | 35 | 1000 | |||
457-мм (1908) | 1609 | 253 | 42 | 1090 на 42 уз., 2190 на 34 уз. 4370 на 28 уз. |
|||
457-мм RGF Mk VII (1908) | 1553 | 200 | 41 | 5500 на 41 уз., 3000 на 34 уз. |
|||
457-мм (1911) | 1620 | 253 | 42 | 1090 на 42 уз., 6560 на 27 уз. |
|||
457-мм (1911) | 1743 | 220 | 44 | 6560 на 31 уз., 2190 на 44 уз. |
Торпеда Уайтхеда.