18-10-2023
ЗАО «Трансмашхолдинг» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Андрей Бокарев (председатель совета директоров), |
Отрасль | |
Чистая прибыль |
▲ 5,73 млрд руб. (2010 год) |
Число сотрудников |
Более 57 тыс. человек[1] (все предприятия холдинга) |
Материнская компания |
The Breakers Investments B.V. (контролируется Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым; блокирующий пакет у ОАО «Российские железные дороги»[2]; 25 % + 1 акция у Alstom[3]) |
Сайт |
www.tmholding.ru |
ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) — крупнейшая в России компания в области транспортного машиностроения. Предприятия «Трансмашхолдинга» производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метро, вагонное литьё, тепловозные и судовые дизели, дизель-генераторы, комплектующие для железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта, а также осуществляют ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенной продукции. Полное наименование — Закрытое акционерное общество «Трансмашхолдинг».
Штаб-квартира — в Москве. Компания имеет представительства в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии и на Украине[4].
Содержание |
Основана в 2002 году.
26 декабря 2007 года 25 % акций The Breakers Investments B. V., номинального владельца акций ЗАО «Трансмашхолдинг», были приобретены ОАО «Российские железные дороги»[2].
В конце марта 2009 года был заключен опцион на продажу 25 % + 1 акция The Breakers Investments B. V. (из пакета Махмудова и Бокарева) французской машиностроительной компании Alstom. По условиям опциона, акции должны были перейти к французской компании через три года[5]. Однако уже 1 марта 2010 года с Alstom был подписан договор купли-продажи на указанный пакет акций The Breakers Investments B. V. с оплатой в рассрочку до конца 2011 года[3]. В июле 2011 года стало известно, что ОАО РЖД заключила опцион на покупку 50 % — 1 акция компании The Breakers Investments B. V. Общая сумма сделки оценивается в 2 млрд долларов.
Единственным номинальным владельцем акций ЗАО «Трансмашхолдинг» является нидерландская компания The Breakers Investments B. V. По 25 % + 1 акции этой компании принадлежит ОАО «Российские железные дороги» и французской корпорации Alstom. Остальные акции контролируются структурами Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцами компании «ТрансГрупп АС»[6] (Андреем Бокаревым, Искандером Махмудовым, Сергеем Глинкой[7]). Максим Ликсутов продал свою долю в ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) своим партнерам[8].
ЗАО «Трансмашхолдинг» — крупнейшая в России компания в области транспортного машиностроения. В холдинг входят следующие предприятия[4][уточнить]:
Реализуется также несколько международных проектов[4].
На 2007 год общая численность персонала входящих в холдинг предприятий составляла 55 тыс. человек2006 году — 55 млрд руб.)[16].
, а совокупный объём продаж — 68 млрд рублей (вВ 2007 году компания заключила с ОАО «РЖД» долгосрочные договоры на разработку и производство четырёх моделей электровозов нового поколения (ЭП20, ЭП2, ЭП3, 2ЭС4), трехлетние контракты на поставку 109 магистральных грузовых электровозов переменного тока Э5К и 103 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К).
Ключевым потребителем продукции было ОАО «РЖД» (62 % всех продаж в денежном выражении). Продукция поставлялась также другим железным дорогам бывшего СССР (в том числе в Прибалтике), Чехии и Венгрии; российским частным компаниям (маневровые тепловозы, рудничные электровозы и промышленные тяговые агрегаты для промышленных предприятий, вагоны-хопперы для производителей зерна, цемента и минеральных удобрений, электропоезда для компаний-перевозчиков); метрополитенам крупнейших городов стран СНГ и Восточной Европы (вагоны метро).
В 2008 году предприятия компании выпускали 98 % российских электровозов, 77 % тепловозов, 92 % пассажирских вагонов, 85 % электропоездов. Выпускались также дизель-поезда (рельсовые автобусы), вагоны метро, грузовые вагоны (платформы и хопперы), промышленные тяговые агрегаты, тепловозные и судовые дизельные двигатели, вагонное литье. Производился капитальный ремонт и модернизация пассажирских вагонов и вагонов электропоездов.
В 2008 году достигнута принципиальная договоренность о приобретении ОАО «РЖД» 100 новых магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ25А «Витязь». Поставки других видов продукции производятся в рамках годичных контрактов.
В предыдущие годы предприятия холдинга представили и запустили в производство несколько новых моделей продукции, в том числе таких классов, которые прежде в России не производились:
Объёмы реализации товарной продукции и услуг предприятий «Трансмашхолдинга» в 2008 составил почти 94 млрд руб. (на 38 % больше, чем в 2007 — 68 млрд руб.).
Наиболее существенно в 2008 увеличились объёмы реализации локомотивов: магистральных электровозов — 392 секции (рост на 66 % — 236 секций в 2007), магистральных тепловозов — 145 секций (+ 75 %, 83 секции в 2007), маневровых тепловозов — 185 (+17 %, 158 в 2007).
В 2008 реализовано 1163 пассажирских вагона локомотивной тяги (935 в 2007), 2245 грузовых вагонов (+3 %, 2173 в 2007), 62 рельсовых автобуса (60 в 2007). Реализация продукции дизельных производств выросла на 17 % (с 575 до 675 единиц).
Кроме РЖД, поставки осуществлялись также на внутренний коммерческий рынок (вагоны-хопперы, локомотивы, дизели, тяговые агрегаты, комплектующие) и на экспорт (электровозы, тепловозы, вагоны метро, рельсовые автобусы, судовые дизели, комплектующие).
Общий объём инвестиций, направленных в 2008 на программы развития производственного комплекса и создание новых образцов продукции, составил 5,4 млрд руб. (в 2007 — 4,5 млрд.)[17].
ЗАО «Трансмашхолдинг» было создано в 2002 году[4] на базе предприятий, контролируемых Искандером Махмудовым и Дмитрием Комиссаровым[18].
По некоторым данным, в 2004 году Махмудов и Бокарев начали объединять разрозненные машиностроительные заводы в «Трансмашхолдинг»[19].
В 2005 году Трансмашхолдинг создал совместное предприятие с немецкой компанией Siemens AG — (ООО «Трансконвертер»), которое специализируется на создании высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов[18]. Позже, была приобретена компания FTD Dessau — старейший инжиниринговый и производственный центр в Европе[18].
До 2006 года компания не являлась владельцем активов, а была управляющей компанией и сдавала заводы и оборудование на них в аренду. В марте 2006 года Трансмашхолдинг обратился в Федеральную антимонопольную службу за разрешением на консолидацию основных производственных активов: до 100 % акций Брянского машиностроительного завода, «Метровагонмаша», Демиховского машиностроительного завода, Коломенского завода, Новочеркасского электровозостроительного завода, Октябрьского электровагоноремонтного завода, «Пензадизельмаша», «Центросвармаша» и «Бежицкой стали»[18].
В 2006 году в рамках сотрудничества с расположенным на Украине Луганским тепловозостроительным заводом создан адаптированный для украинских железных дорог магистральный грузовой электровоз переменного тока 2ЭЛ5 (модификация локомотива 2ЭС5К)[18].
В марте 2007 года Трансмашхолдинг за 58 млн долларов США купил на приватизационном конкурсе 76 % акций «Лугансктепловоза»[11][18]. Но сделка была оспорена украинской группой «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова и уже в ноябре 2007 года Верховный суд Украины признал итоги конкурса недействительными[11][12].
Входящий в состав компании Брянский машиностроительный завод с 60-х годов XX века производит малооборотные судовые дизельные двигатели по лицензии MAN AG, являясь единственным в России производителем дизелей этого класса. В 2007 году предприятие заключило соглашение о выпуске аналогичной продукции по лицензии Wärtsilä.
В ноябре 2007 года Трансмашхолдинг реорганизовал структуру собственности, переоформив акции на голландскую The Breakers Investments B. V., которая контролировалась структурами Искандера Махмудова и Андрея Бокарева[20]. 26 декабря 2007 года 25 % акций The Breakers Investments B. V. были приобретены ОАО «Российские железные дороги»[2].
6 октября 2008 года был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам стратегического партнерства с французским машиностроительным концерном Alstom Transport. 31 марта 2009 года Трансмашхолдинг подписал с Alstom Transport соглашение о стратегическом партнерстве, в соответствии с которым французская компания должна приобрести 25 % + 1 акцию The Breakers Investments из пакета мажоритарных акционеров. Соглашение предполагает технологическое сотрудничество компаний, создание новых поколений российской железнодорожной техники. 1 марта 2010 года стороны подписали документы, конкретизирующие параметры партнёрства: договор купли-продажи на пакет акций The Breakers Investments[3], Соглашение о взаимоотношениях между акционерами Трансмашхолдинга в процессе управления компанией и Генеральное соглашение о сотрудничестве между Трансмашхолдингом и компанией Alstom Transport по совместной деятельности в области разработки и производства нового подвижного состава и компонентов для железнодорожной техники. Стороны создали совместный инжиниринговый центр — «Технологии рельсового транспорта», в рамках которого реализуются совместные проекты по созданию новой техники.
16 февраля 2009 года Трансмашхолдинг приобрёл у близкой РЖД инвестгруппы ЗАО «Инвестиционная группа „Росвагонмаш“» (Москва) 50,48 % ОАО «ВЭлНИИ»[21].
В 2009 году при содействии Трансмашхолдинга на Лугансктепловозе выпущен первый магистральный грузовой электровоз постоянного тока 2ЭЛ4, аналог выпускаемого на Новочеркасском электровозостроительном заводе локомотива 2ЭС4К «Дончак».
15 июня 2010 года входящий в Трансмашхолдинг Брянский завод вновь приобрёл 76 % акций «Лугансктепловоза» за 51 млн долларов США[11][12].
В 2010 году подписано соглашение об организации на площадке «Пензадизельмаша» совместного с Wärtsilä производства среднеоборотных дизельных двигателей.
21 января 2011 года в словацком городе Добра было заключено соглашение о покупке словацким концерном Tatravagonka 50 % акций вагоностроительного завода «Трансмаш»[15].
Компания ведёт работу по созданию нового поколения российских локомотивов, которые будут строиться по принципу единой базовой платформы. Создан опытный экземпляр головного изделия — двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20.
Проводятся испытания магистрального грузового тепловоза с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь».
Создаётся серия двухэтажных пассажирских вагонов для российских железных дорог.
Ведутся работы по проектированию двухэтажного межрегионального электропоезда постоянного тока.
Совместно с французской компанией Alstom Transport ведутся работы над перспективной базовой платформой электропоездов; планируется также совместное производство скоростных трамвев на базе предприятий «Трансмашхолдинга».[22]
Компания неоднократно критиковалась за «технологическое отставание», однако, осознавая проблему, Трансмашхолдинг пытается преодолеть это отставание в том числе и с помощью международного сотрудничества[3][18].
Трансмашхолдинг.