У этого термина существуют и другие значения, см.
Транспозиция.
Транспози́ция (от позднелат. transpositio — «перемещение») в музыке
- композиционный приём, суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по отношению к звукоряду, который мыслится как базовый, основной) высоту. С помощью внутренней транспозиции в модальной музыке совершается метабола по тону, в тональной — отклонение и модуляция. Внутренняя транспозиция шире понятия (транспонирующей) секвенции, поскольку она не ограничивается последовательностью («нанизыванием») фрагментов музыки (мелодических фраз, периодов и других отделов формы), а может проявлять себя на любых участках формы, в том числе находящихся друг от друга на значительном удалении[1];
- в инструментоведении «транспонирующими» именуются музыкальные инструменты, реальная абсолютная высота которых не совпадает с нотацией. Транспонирующие инструменты нотируются в строе C, а реальное звучание, зависящее от длины трубки (у духовых) и др. факторов, обозначается указанием на строй инструмента (например, кларнет in B, валторна in F и т. п.). Условно транспонирующими инструментами называются также инструменты, которые нотируются октавой выше или ниже истинного звучания (например, контрабас и флейта пикколо);
- в практике (музыкального) исполнительства — перенос всей пьесы на другую высоту (по сравнению с тем, как она записана в оригинальной нотной партитуре), например, для облегчения тесситуры вокалиста.
Понятие транспозиции во втором значении не имеет смысла в музыке, для которой не существует нотной партитуры (рукописного автографа или печатного издания) в качестве единственного и уникального архетипа (например, в эстампидах XIII—XIV веков, шансонах Дюфаи и др. старинной музыке).
В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью:
- переменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил пьесу написанную для более низкого, или наоборот;
- переменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента;
- облегчить чтение нот, переместив их в более привычную октаву (октавный транспорт).
На практике транспозицию производят на какое-либо количество тонов вверх или вниз, на какой-либо интервал вверх или вниз, в какую-либо тональность вверх или вниз. При любом способе транспозиции каждый в отдельности звук транспонируемого материала должен переноситься на тот же интервал, что и другие звуки.
Для удобства при траспонировании в рамках равномерно темперированного строя пользуются следующей таблицей:
Кол-во полутонов/Тональность |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
+1 |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
+2 |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
+3 |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
+4 |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
+5 |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
+6 |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
+7 |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
+8 |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
+9 |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
+10 |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
+11 |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
Примечания
- ↑ Например, в сонатной форме репризное проведение побочной партии в основной тональности может быть трактовано как транспозиция побочной партии в экспозиции той же формы.
Литература