Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Турбопарус

28-09-2023

Техническая конструкция

Концепция

В начале 1980-х Жак-Ив Кусто задумался над созданием судна с современным двигателем, мощность которого обеспечивал бы, хотя бы частично, ветер — чистый, бесплатный, возобновляемый источник энергии. За несколько десятилетий до Кусто уже возникала идея использовать для этого вращающийся полый металлический цилиндр, ротор Флеттнера, но развития она не получила. Кусто и группа инженеров решили возродить проект двигателя.

Аэродинамика

Кусто и его помощники, профессор Люсьен Малавар и доктор Бертран Шарье, использовали цилиндр, похожий на дымовую трубу и действующий по тому же принципу, что и крыло самолёта.

Основу двигателя составляет аэродинамический профиль, вертикальная металлическая труба сечения, близкого к яйцевидному, с подвижным щитком, улучшающим аэродинамическое разделение внешней и внутренней поверхностей. Насосная система нагнетает в трубу воздух, создавая с одной стороны паруса необходимое разрежение; движение происходит в направлении, перпендикулярном давлению. Таким образом, парус работает как крыло: с одной стороны его воздух протекает медленнее, чем с другой, создавая движущую силу.

Подвижная заслонка и система нагнетания воздуха, основанная на вентиляторах, повысили эффективность нового паруса. На испытаниях в аэродинамической трубе малогабаритные модели повели себя превосходно, дав тем самым рождение системе Турбопарус.

Главная особенность турбопаруса, обусловленная его конструкцией, в том, что всегда можно получить движущую силу в нужном направлении, независимо от того, куда дует ветер. Судно, оборудованное турбопарусом, может двигаться даже против ветра, получая энергию из разницы давлений, создаваемой завихрениями воздуха внутри паруса и вне его.

Совместно с турбопарусом можно использовать и обычные двигатели. Турбопарус при этом удобнее передать под управление компьютера, который будет задавать расположение «парусов» в пространстве и давление воздуха в системе.

Инженерный анализ

Нижняя часть турбопаруса

В сравнении с лучшими из обычных парусов (теми, например, что используются на Кубке Америки) турбопарус обеспечивает в 3,5-4 раза больший коэффициент тяги. Такой результат был получен в ходе исследований на «Алсионе».

Эффективность системы, однако, до сих пор не подвергалась обстоятельному сравнительному анализу. Система Турбопарус успешно действовала только на двух судах, и группа Кусто — единственная в мире организация, располагающая большим объёмом данных об этом устройстве. Страница, посвящённая «Алсиону» на сайте Команды Кусто, сообщает, что Турбопарус способен обеспечить экономию до 35% горючего[1].

В целом система имеет некоторое сходство с роторным судном немецкого инженера Антона Флеттнера, в котором движение осуществляется за счёт эффекта Магнуса.

Раннее развитие (1981-1982) : «Moulin à Vent»

Кусто и его исследовательская команда установили своё изобретение на катамаран под названием «Moulin à Vent» (фр. ветряная мельница) и опробовали систему в плавании из Танжера в Нью-Йорк. Переход подходил к концу, когда недалеко от американского берега судну пришлось столкнуться с ветрами, скорость которых превышала 50 узлов. Сварочные швы, удерживавшие турбопарус в вертикальном положении, лопнули, и прототип рухнул в море.

Прототип системы состоял из единственной трубы, выкрашенной в тёмно-синий цвет. Исследовательская программа судна ставила целью определить эффективность тяги системы. Хотя турбопарус и давал тягу и энергию, но в меньших количествах, чем обычные паруса и генераторы, которые он замещал. Конструктивные проблемы системы привели к короблению конструкции и появлению трещин у основания паруса (за счёт усталости металла). Всё это значительно снизило эффективность турбопаруса. После того, как основная идея получила подтверждение, Кусто и его группа прекратили работу над прототипом, полностью сосредоточившись на более крупном судне, «Алсионе».

«Алсион»

Кусто использовал приобретённый опыт при постройке нового судна. Совместно с инженерами-судостроителям он разработал алюминиевый корпус, прочный и лёгкий. Кормовая часть, аналогичная катамарану, придавала судну стабильность, а одиночный нос был заложен в конструкцию, чтобы разрезать волны и облегчать движение в бурном море. Два турбопаруса были установленны на палубе, а два дизельных двигателя давали питание нагнетателям. Судно было названо по имени Алкионы, дочери древнегреческого бога ветров Эола.

При постройке «Алсиона» (начатой в 1985 году) учитывались результаты работы с «Moulin a Vent». С использованием двух турбопарусов с уменьшенным соотношением сторон нагрузки на металл поверхностей значительно уменьшились. Оба паруса включали также осевые турбины для выработки энергии, а управление системой осуществляли компьютеры, подешевевшие к тому времени. Компьютеры координировали работу турбопарусов и дизелей, запуская последние, когда ветер полностью стихал, и останавливая их при достаточной скорости ветра. Для управления судном достаточно было всего 5 человек.

В 1980-х годах Кусто сделал «Алсион» флагманским судном своей группы и основной плавучей базой для исследований. Судно обошло вокруг света, собирая информацию об использовании турбопаруса в различных погодных условиях, полностью подтверждая при этом замысел создателей.

Дальнейшее развитие

Предполагалось, что турбопарус можно устанавливать на танкеры, балкеры и другие тяжёлые суда для уменьшения расхода топлива.[2] На «Калипсо II», постройка которой ещё предстоит, также должен быть установлен турбопарус.

Примечания

  1. «Алсион» на сайте Команды Кусто  (англ.)
  2. F.P.S.O. technology applied to O.T.E.C. (англ.) // The International OTEC/DOWA Association newsletter. — 1998. — Т. 9. — № 2.
    Chen Luyu, Chen Shunhuai, Wang Yigong. Analysis on sail selection and energy conservation of a Panamax bulk carrier (англ.) // International Conference on Advances in Energy Engineering (ICAEE), 2010 : сборник. — Beijing, 2010. — С. 182—185. — 10.1109/ICAEE.2010.5557586
    Yasuo Yoshimura. A prospect of sail-assisted fishing boats (англ.) // Fisheries Science. — 2002. — Т. 68. — № Suppl. 2. — С. 1815—1818.

Внешние ссылки

  • Описание турбопаруса  (англ.)
  • Статья, описывающая действие системы с точки аэродинамики  (англ.)
  • Турбопарус на сайте Общества Кусто  (англ.)
  • Патент на турбопарус  (англ.)

Турбопарус.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06