22-09-2023
Турбо-фолк | |
Направление: | |
---|---|
Истоки: | |
Место и время возникновения: |
1980-е годы |
Годы расцвета: |
1990-е годы |
Родственные: | |
Турбо-фолк (серб. Турбо-фолк, англ. Turbo-folk) — музыкальный жанр, сочетание электронной и народной музыки, зародившийся в начале 1980-х в Югославии и популярный в настоящее время на Балканах. Пионерами турбофолка были исполнительницы Лепа Брена и Драгана Миркович. Расцвета турбофолк достиг в 1990-е годы в Сербии — одним из популяризаторов этого жанра стал президент Югославии Слободан Милошевич. Впервые подобный термин был употреблён певцом Рамбо Амадеусом, который иронически называл эту музыку «какофонией»[1], описывая собственные произведения.
Содержание |
Турбо-фолк является производным жанром от фолка, подверженным влиянию западной популярной музыки. Изначально это была смесь сербской народной музыки с диско, а позднее туда добавились элементы арабских, турецких, греческих и цыганских песен. Дальнейшим развитием жанра в Греции стал жанр лаика, а в Болгарии — чалга.
В 1990-е годы при Слободане Милошевиче турбо-фолк развивался огромными темпами, что привело к бешеному росту его популярности на дискотеках[2]. Даже после свержения Милошевича популярность музыки не только не убавилась, а непременно росла, и турбо-фолк стал популярен за границами Сербии. Изначально в жанре турбо-фолка исполнялись патриотические песни, но затем эта тематика сменилась более прозаической: любовь, ревность и другие аспекты личных отношений.
Классический сербский турбо-фолк является смесью народной музыки с электронным звуком, но в нём часто встречаются элементы ритмов рока, диско, джаза, хип-хопа и танцевальной музыки, что позволяет его назвать «новокомпонованной народной музыкой». Некоторые эксперты считают турбо-фолк идеальным образцом жанра world music. Самым крупным лейблом турбо-фолка в Сербии является лейбл «Гранд Продакшнз», который начал свою деятельность в 1998 году.
Турбо-фолк зачастую подвергается критике, и эта критика исходит от людей с разными политическими взглядами. Левые (зачастую коммунисты) считают турбо-фолк довольно вульгарной музыкой, пропагандирующей низменные чувства: разврат, похоть, насилие, культ преступности, ксенофобию и агрессивный национализм[2]. Правые (преимущественно сербские националисты) и вовсе считают его чуждым сербской культуре, поскольку, по их мнениям, этот жанр основан на турецкой музыке, а элементов сербской культуры в нём вовсе не прослеживается.
Наиболее яркой представительницей этого жанра является Светлана «Цеца» Ражнатович, которую в течение несколько лет не пускали в страны Евросоюза: причиной тому был не только тот факт, что её мужем был Желько Ражнатович — скандально известный сербский военный, сколько откровенный и скандальный имидж Цецы. Многочисленные недоброжелатели считают, что Слободан Милошевич использовал турбо-фолк как средство тотального контроля граждан.
Турбо-фолк.