22-08-2023
Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
Українська Православна Церква — Київський Патріархат |
|
Кафедральный Владимирский собор (Киев) |
|
Основная информация | |
---|---|
Основатели | Филарет (Денисенко), Антоний (Масендич)[1] |
Автокефалия | самопровозглашена в 1992 году |
Признание автокефалии | не признана ни одной поместной православной церковью |
Предстоятель в настоящее время | Филарет, Патриарх Киевский и всея Руси-Украины |
Центр | Киев |
Юрисдикция (территория) | Украина (оспаривается) |
Богослужебный язык | украинский, церковнославянский |
Музыкальная традиция | украинский напев |
Календарь | юлианский |
Численность | |
Епархий | 34[2] |
Учебных заведений | 15 |
Монастырей | 22 [2] |
Приходов | 2781 [2] |
Священников | 2182[2] |
Верующих | от 4 млн.[2] до 10 млн.[3] (14.9% граждан Украины[4]) |
Сайт | www.cerkva.info |
Украи́нская правосла́вная це́рковь — Киевский патриархат (укр. Українська Православна Церква — Київський Патріархат, также укр. Українська Православна Церква Київського Патріархату; также/или Ки́евский патриарха́т; сокращённо УПЦ КП) — религиозная организация на Украине, именующая себя православной, поместной и автокефальной церковью[5]. Не имеет официального признания в таковом качестве со стороны мирового православия[6] и не находится в евхаристическом общении ни с одной из канонических поместных православных Церквей мира. Является одной из трёх основных православных (по самоидентификации) объединений Украины[7].
Как религиозная организация современной Украины, возникла в результате объединения двух церковных групп на Украине, выступавших в начале 1990-х за независимость от Русской православной церкви (Московского Патриархата): части представителей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Украинской Автокефальной Православной Церкви, созданную клириками и мирянами, покинувшими Московский патриархат.
Учредительный (по мнению канонических православных церквей мира — раскольнический) собор состоялся 25—26 июня 1992 года в Киеве.
Приверженцы УПЦ КП возводят её историю к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской Церкви, отрицая законность её перехода (передачи) под юрисдикцию Московского патриарха в 1686 году[8] и утверждая полную легитимность учредительного собора в июне 1992 года.[9]
Содержание |
С осени 1989 года на Украине (союзной республике в составе СССР), вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений, церковно-политическая ситуация резко обострилась. В частности, среди клириков и мирян Украинского экзархата РПЦ обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.
Решением Архиерейского собора РПЦ 25—27 октября 1990 года, в ответ на обращение украинского епископата к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату РПЦ, упразднялся Украинский экзарахат, а Украинской Православной Церкви была предоставлена независимость и самостоятельность в управлении и права широкой автономии[10].
По провозглашении в августе 1991 года независимости Украины, стремление к автокефалии в Украинской православной церкви значительно усилилось. 1 — 3 ноября 1991 года в Киево-Печерской лавре проходило собрание епископата, духовенства и монашествующих УПЦ, которое рассматривается в УПЦ КП в качестве Поместного собора УПЦ,[11] которое призвало Московский патриархат предоставить Украинской церкви полную автокефалию,
Требование автокефалии, со ссылкой на необходимость принятия такого решения Поместным собором в согласии с прочими поместными церквами,[12] было отвергнуто московским Архиерейским собором (2 апреля 1992), в ходе которого ряд украинских архиереев дезавуировали свои подписи под обращением с просьбой о даровании автокефалии. Кроме того, председатель Архиерейского собора Патриарх Алексий II сказал: «Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля».[12] В результате прений по вопросу о своей отставке, митрополит Филарет выступил со следующим заявлением:
Я чувствую, что нужен пророк Иона, и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы на Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового Предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей архиерейским Собором 1990 года. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у престола Божия и не отправлять меня на покой[12].
Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.
Прибыв на Украину, митрополит Филарет отказался от своих обещаний уйти с поста и заявил, что он «дан Богом украинскому Православию»[13].
27 и 28 мая 1992 года в Харькове в архиерейской резиденции (Покровский монастырь) состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, на котором не присутствовал предстоятель УПЦ митрополит Филарет; собор единогласно выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и сместил его с Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ. Был избран новый предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Сам Филарет (Денисенко) утверждает, что Харьковский собор расколол православие на Украине и был организован российскими спецслужбами.[14]
Филарет не признал своей отставки. 25-26 июня 1992 года в Киеве, на Пушкинской, 36, в приёмной Филарета, происходит собрание нескольких «епископов» УАПЦ, депутатов, обслуживающего персонала «митрополии», именуемое «объединительным собором двух церквей». Решением «собора» «упраздняются» обе «церкви», а все их имущество, финансы и средства объявляются собственностью вновь созданной организации, называемой УПЦ-Киевский патриархат. Её руководителем было «решено считать» «патриарха» УАПЦ Мстислава (Скрыпника), «замом» — Филарета (Денисенко), управделами — Антония (Масендича)[13].
После смерти в 1993 году престарелого Мстислава патриархом УПЦ-КП стал Владимир (Романюк).
Вселенский Патриарх Варфоломей в июле 1993 года, в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).[15]
В декабре 1993 — январь 1994 года из УПЦ-КП официально вышли пять архиереев" Антоний (Масендич), Спиридон (Бабский), Роман (Попенко), Софроний (Власов) и Иоанн (Сиопко)[13].
В 1995 году при странных обстоятельствах умирает глава УПЦ КП Владимир (Романюк). По неофициальной версии к смерти Романюка был причастен Филарет (Денисенко)[16][17].
В 1995 году Филарет создаёт в России структуру, получившую название «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата» (ИПЦ-КП). Первыми епископами в России Филарет ставит изгнанных из РПЦЗ и лишённых сана по обвинению в раскольничестве архимандрита Адриана (Старину) из Ногинска и архимандрита Иоасафа (Шибаева) из Обояни, а также Варуха (Тищенкова) из Тобольской области. По признанию представителей УПЦ-КП, «РПЦ-КП» — самый неудачный проект, подорвавший их позиции даже на Украине, а созданная в России «альтернативная» структура показала полную свою несостоятельность и неуправляемость[18].
В 1997 году по представлению епископата УПЦ (МП) Архиерейским собором РПЦ Филарет (Денисенко) был отлучён (сана он был лишён в 1992 году) и предан анафеме за «раскольническую деятельность»[19].
УПЦ-КП долгое время намеревалась стать единственной признанной Всемирным православием украинской автокефальной церковью в отличие от автономной УПЦ (МП), которая, обладая значительным суверенитетом, является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви[20].
В настоящее время УПЦ-КП делает акцент на предоставлении автокефалии именно УПЦ (МП) с целью последующего вхождения в неё на канонических началах верных Киевского патриархата, УАПЦ и таким образом преодоления существующего раскола и объединения Православия на Украине[21][22].
УПЦ-КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины — в Галиции и на Волыни, а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины Киевский Патриархат не является доминирующей конфессией: на западе Украины таковой является Украинская грекокатолическая церковь. В трёх областях Галиции УПЦ-КП имеет больше приходов[23], чем УПЦ(МП).
Согласно сведениям, приведённым Патриархом Филаретом (Денисенко) на Поместном Соборе УПЦ-КП 11 июля 2008 года, «Киевский патриархат имеет 29 епархий, то есть в каждой области есть одна или две епархии, около 40 архиереев, больше 3000 священников, 4500 парафий, 4 высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей.»
Согласно данным опроса, проведённым социологической службой Центра Разумкова с 20 апреля по 12 мая 2006 года являлась первой по количеству членов, согласно самоидентификации при социологических опросах[24][25].
Согласно данным, обнародованным Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий[23], по состоянию на 1.01.2010 на Украине юрисдикция имеет 4281 приход (для сравнения УПЦ(МП) имеет более 11000 приходов), объединённых в 32 епархии.
УПЦ-КП наладила более добрые отношения с Римско-католической церковью и грекокатоликами на Украине. Этому способствовал визит на Украину папы Иоанна Павла II в 2001 году[26][27].
Усилия руководства УПЦ-КП по урегулированию канонического статуса своей организации нашли активную поддержку у руководства Украины во главе с Виктором Ющенко (с января 2005 года).
12 января 2007 состоялась встреча президента Украины Виктора Ющенко с предстоятелем УПЦ-КП Филаретом (Денисенко) и высшим руководством Церкви в резиденции Денисенко[28]. По сообщениям прессы, Виктор Ющенко высказался за создание смешанной комиссии УПЦ(МП) и УПЦ-КП для «преодоления раскола в украинском православии и создания единой поместной Церкви», что вызвало резко негативную реакцию со стороны РПЦ[29][30][31]. Фактически на сторону РПЦ в данном вопросе стал Виктор Янукович[32] .
Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор УПЦ(МП) выразил недоумение относительно предложения Президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ(МП) приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви.»[33][34][35]
В ответ на решения Архиерейского Собора УПЦ(МП), 29 января 2007 года пресс-центр Киевской патриархии распространил заявление по поводу инициатив относительно восстановления единства украинского православия, в котором в частности говорится:
Такие формулировки условий и форма работы комиссии УПЦ(МП) «по восстановлению единства украинского православия» сознательно унижают представителей Киевского патриархата как сторону возможного диалога. Представители Киевского патриархата не намерены при посредничестве указанной комиссии «раскаиваться» или «возвращаться в лоно» Московского патриархата. В связи с тем, что возможные встречи представителей Киевского патриархата с членами указанной комиссии могут оцениваться как желание «покаяться» перед Московским патриархатом и «войти в его лоно», представители Киевского патриархата вынуждены воздержаться от сотрудничества с этой комиссией на подобных условиях.[36][37]
Тем не менее, Синод УПЦ-КП на заседании 28 февраля 2007 благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ Московского Патриархата и легализации неканонической УПЦ-КП[38].
15 апреля 2007 года собор епископов УПЦ-КП принял «Историко-каноническую декларацию» — документ, в котором представлены основные каноны, догмы и исторические основания существования самостоятельного Киевского патриархата. Особое внимание в нём уделено проблеме раскола украинской церкви и отношениям между УПЦ-КП и УПЦ(МП). В частности, практикуемое Московским патриархатом повторное крещение православных, ранее крещённых в Киевском патриархате, по мнению УПЦ-КП, противоречит церковным канонам.
12 июня 2007 года ІІ Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную Православную Церковь» принял письмо-обращение к Константинопольскому Патриарху Варфоломею І с просьбой «признать Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата как Поместную и автокефальную Церковь Украины»[39].
26 июня 2007 года на встрече в Стамбуле Варфоломея I и В. Ющенко обсуждался «Вопрос создания на Украине единой поместной Церкви»[40][41].
Как «важное и положительное событие» была расценена состоявшаяся 21 мая 2008 года «официальная встреча Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета с делегацией Константинопольского патриархата» во главе с митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом)[42][43].
По сообщениям киевской прессы, в июле 2008 года[44][45], в преддверии визита Вселенского Патриарха Варфоломея I, секретариат президента Виктора Ющенко взял на себя инициативу организовать переговоры между Филаретом (Денисенко), Патриархом Варфоломеем и Патриархом Московским Алексием II, которые должны прибыть на Празднование 1020-летия крещения Киевской Руси; сообщается, что украинская сторона может предложить Варфоломею принять УПЦ-КП в лоно Константинопольского Патриархата на правах митрополии, для чего необходимо будет аннулировать акт о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату 1686 года. Сообщения вызвали тревогу в руководстве УПЦ(МП)[46]. В пресс-офисе Константинопольской патриархии газете «Сегодня» в связи с такими спекуляциями заявили следующее: «Его Святейшество Варфоломей прибудет в Киев лишь для того, чтобы провести торжественную литургию совместно с патриархом московским Алексием II и другими приглашенным на празднование Крещения Руси священнослужителями. Других целей у визита нет.»[47] В итоге Вселенский Патриарх Варфоломей отказался признавать каноничность УПЦ-КП и встреча с Филаретом (Денисенко) не состоялась.
При встрече с патриархом Кириллом во время его визита на Украину в августе 2009 тогдашний президент Украины Виктор Ющенко заявил: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви». На что патриарх ответил: «Эта церковь, господин президент, существует. Есть поместная церковь на Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».[48]
26 июля 2010 года Священный синод Русской православной церкви принял «Обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью»[49].
УПЦ КП.