Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Убийство Роджера Экройда

09-07-2023

Убийство Роджера Экройда
The Murder of Roger Ackroyd
Жанр:

роман

Автор:

Агата Кристи

Язык оригинала:

английский

Публикация:

1926

Отдельное издание:

?, 2009

Издательство:

?, Эксмо

Перевод:

Татьяна Зарицкая (?), И. Гурова и Т. Озёрская (Эксмо)

«Уби́йство Ро́джера Э́кройда» (англ. The Murder of Roger Ackroyd) — детективный роман Агаты Кристи, опубликованный в 1926 году.

Содержание

Сюжет

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование ведётся от лица доктора Джеймса Шеппарда, который становится ассистентом Пуаро (в большинстве других произведений, посвящённых Пуаро, эту роль выполняет капитан Гастингс).

Действие начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство, до тех пор пока не погибает Роджер Экройд — вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар. Под подозрением оказываются: свояченица Роджера миссис Сесил Экройд, страдающая ипохондрией и обладающая невротическими наклонностями, которая имеет много долгов из-за своих экстравагантных расходов; её дочь Флора; майор Блент — заядлый охотник; Джеффри Реймонд — личный секретарь Экройда; пасынок Роджера Ральф Пэтон, также имеющий огромные долги; Паркер, любопытный дворецкий, и Урсула Борн, уволенная накануне убийства горничная.

Первым подозреваемым становится Ральф Пэтон, который является наследником убитого. Кроме того, некоторые улики явно указывают на него. Пуаро, недавно приехавший в деревню, начинает расследование по просьбе Флоры, помолвленной с Ральфом.

Действующие лица

  • Джеймс Шеппард — врач.
  • Эркюль Пуаро — сыщик, ведущий дело.
  • Каролина Шеппард — сестра Джеймса.
  • Ральф Пейтен — приёмный сын Роджера Экройда.
  • Джеффри Реймонд — секретарь мистера Экройда.
  • Сесил Экройд — свояченица Экройда.
  • Флора Экройд — дочь мисс Сесил Экройд.
  • Гектор Блент — майор, друг мистера Экройда.
  • Паркер Адамс — дворецкий мистера Экройда.
  • Урсулла Борн — бывшая горничная Экройда.
  • мисс Рассел — горничная Экройда.

История создания и публикации

Как признавалась сама Агата Кристи, основную идею романа — превратить «Ватсона» из рассказчика в убийцу — предложили ей независимо друг от друга два человека[1]. Первым это сделал в личной беседе её зять Джеймс Уоттс. Потом в письме — поклонник её творчества лорд Луис Маунтбеттен. Сначала Агата Кристи не хотела браться за подобный сюжет, считая, что это будет трудно осуществить технически. Роман вышел в Англии и США весной 1926 года.

Литературные приёмы

Наиболее примечательный приём, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, — это использование ненадежного рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. В своём финальном признании д-р Шеппард так пытается оправдаться от возможных обвинений о лжи:

Я весьма доволен собой как писателем. Что может быть точнее, например, следующих слов: «Письмо принесли без двадцати минут девять. Оно так и осталось непрочитанным, когда без десяти девять я уходил. Уже взявшись за дверную ручку, я нерешительно остановился и оглянулся, обдумывая, всё ли я сделал. Ничего не придумав, я вышел и закрыл за собой дверь».[2]

Замыслом Агаты Кристи было то, что д-р Шеппард не утаивает истину и не лжёт — он просто недоговаривает. В частности, он «забывает» упомянуть, что случилось между 20.40 и 20.50, когда фактически и был убит Роджер Экройд.

Кроме того, в романе происходит много событий, которые отвлекают внимание, но не имеют никакого отношения к самому преступлению (например, исчезновение Ральфа). В то же время, события приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Д-р Шеппард сам изумлён своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек.

Литературное значение и отзывы

Сразу после публикации роман вызвал множество отрицательных откликов. «Ньюс Кроникл» назвала книгу «безвкусным неудачным разочарованием автора»[1]. Коллеги-писатели обвинили Агату Кристи в том, что она нарушила одну из «Десяти заповедей детективного романа», сформулированных Рональдом Ноксом: «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить»[3]. Распространённая история о том, что Агату Кристи после выхода романа чуть не исключили из Детективного клуба, не может быть верной, так как клуб был основан в 1930, на несколько лет позднее выхода книги. В 1945 г. Эдмунд Уилсон (Edmund Wilson) назвал статью, критикующую жанр детектива, «Какая разница, кто убил Роджера Экройда?».

История расставила всё по своим местам. Теперь роман признаётся одним из лучших творений Агаты Кристи и шедевром жанра. Благодаря новаторскому приёму писательницы, детективное правило «читатель должен подозревать каждого из героев», получило новый смысл. Он попал в сотню лучших детективов XX века, составленную британской Независимой Ассоциацией торговцев детективной литературой (The Independent Mystery Booksellers Association)[4].

Экранизации

Примечания

  1. ↑ Создание романа «Убийство Роджера Экройда»
  2. Кристи, Агата. Избранные произведения (стр. 431). Издательство Гермес, 1991. ISBN 5-86750-005-5
  3. Рональд Нокс. «Десять заповедей детективного романа». Пер. В. Воронина
  4. «Слоны, киты и остальное»

Ссылки

  • Роман «Убийство Роджера Экройда»
  • Создание романа «Убийство Роджера Экройда»
  • Вадим Руднев. «Экстремальный опыт» — статья из «Словаря культуры XX века»

Убийство Роджера Экройда.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06