01-07-2023
Укрощение огня | |
Жанр |
Драма |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Кирилл Лавров |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
158 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0069434 |
Просмотр онлайн
|
|
«Укроще́ние огня́» — советский художественный фильм 1972 года, снятый по мотивам биографии конструктора ракет С. П. Королева.
Содержание |
События фильма описывают историю освоения космоса в СССР с 1920-х по 1960-е годы. Картина начинается с первых пробных запусков самодельных ракет (ГИРД) и заканчивается полётом первого человека в космос.
В фильме «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракет и ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали на роль лишь после согласования с тогдашним правительством СССР.
1925 год. Молодой Андрей Башкирцев, только окончивший школу, едет в Москву с чертежами самостоятельно сконструированного аэроплана. Неграмотные чертежи забракованы, однако Башкирцев не оставляет свою мечту — построить самолёт с реактивным двигателем. Но жизнь распоряжается иначе, и Башкирцев становится первым лицом в советском ракетостроении.
Автор сценария и постановщик | Даниил Храбровицкий |
---|---|
Директор картины | Виктор Цируль |
Режиссёры |
|
Ассистенты режиссёра |
|
Главные оператор | Сергей Вронский |
Операторы |
|
Ассистенты оператора |
|
Художник-постановщик | Юрий Кладиенко |
Ассистенты художника |
|
Монтаж | М. Тимофеева |
Комбинированные съемки |
|
Композитор | Андрей Петров |
Звукооператоры |
|
Редактор | Н. Глаголева |
Костюмы | Наталья Фирсова |
Грим |
|
Дирижёр | Эмин Хачатурян |
Музыкальный редактор | Раиса Лукина |
Консультанты |
(На самом деле консультантами фильма были Черток и Патрушев, но в целях секретности их фамилии были заменены на вымышленные — Костюк и Цвигун ) |
В титрах создатели дают понять, что данный фильм — художественный, и его персонажи и происходящие события — отвлечённый художественный вымысел. Д. Я. Храбровицкий в своих интервью в ответах на вопросы о прообразах главного героя фильма указывал, что в фигуре Башкирцева он хотел создать некоторый собирательный образ конструктора ракетной и авиационной техники; другие режиссёры и исследователи истории освоения космоса также указывают на это[2][3]. Однако, поскольку в фильме вместе с этим идёт речь о работе конструкторов над некоторыми вполне определёнными проектами (запуск первого искусственного спутника Земли, запуск человека в космос), то зрители, как правило, ассоциировали Башкирцева и других героев фильма с конкретными историческими персонажами: прототипами персонажей часто предполагаются
имена некоторых героев (Курчатов, Циолковский, Сталин) не изменены.[5]
Некоторые сцены, чрезвычайно натянуты и вряд ли могли иметь место в жизни. Так, сразу после испытаний первой советской атомной бомбы между Огневым и Головиным проходит такой диалог:
— А вас не тревожит моральная сторона?
— Меня тревожит одно, как в случае необходимости доставить все это в любую точку земного шара.
К тому моменту (1949 год) учёные и военные уже давно разрабатывали вопросы доставки ядерных боеприпасов и спор, который должен был продемонстрировать высокий моральный облик советского человека, выглядит наивным.[5] Аналогичные сцены присутствовали во многих советских картинах того времени, например, в фильме о судьбе Курчатова («Выбор цели»).
Другие эпизоды, например, замечательная реплика Башкирцева «Чтобы духу бабьего здесь не было!» действительно соответствует мнению Королёва о том, что женщинам нечего делать в космосе,[6] а также суеверию стартовых команд о женщине на старте как дурной примете.[4]
Борис Черток был недоволен фильмом за заидеализированность героев и излишний пафос, хотя не все коллеги Королёва разделяли это мнение. Кроме того, Черток считал биографию Королёва чрезмерно искажённой в ущерб образу Башкирцева, даже с учётом отвлечённого характера фильма — Королёв был репрессирован, в войну занимался авиационными разработками (а не «Катюшами»), затем — ракетными работами с учётом немецкого опыта. Он был вполне благополучен в семейной жизни, в то время как в фильме изображён некий странный роман.[4]
Фильм поддерживает ряд обычных на то время советских пропагандистских мифов, например тот, что самолёт Пауэрса был сбит первой ракетой. Впрочем, секретная, но уже «засвеченная» во Вьетнаме и в арабо-израильских войнах пусковая установка комплекса С-75 показана правильно, в отличие от многих технических подробностей, искажённых без явной к тому необходимости.
Укрощение огня (фильм).