Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

УралЗИС-355М

22-10-2023

УралЗИС-355М
Общие данные
Тип(ы) кузова: цельнометаллический
Компоновка: 2×4
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 6290 мм
Ширина: 2280 мм
Высота: 2095 мм
Клиренс: 262 мм
Колёсная база: 3824 мм
Колея задняя: 1675 мм
Колея передняя: 1611 мм
Масса: 7050 кг
Динамические
Макс. скорость: 75 км/ч
На рынке
Предшественник
Предшественник
Преемник
Преемник
Другое
Грузоподъёмность: 3500 кг
Расход топлива: 24 л/100 км
Объём бака: 110

УралЗИС-355М (c 1961 г. — Урал-355М) — двухосный грузовой автомобиль средней грузоподъёмности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год. Всего было выпущено 192 580 экземпляров.

Содержание

История

В рамках модификации модели довоенной конструкции УралЗИС-5 (создан на базе ЗИС-5) планировалось создать новую машину УралЗИС-353.

Работы по проектированию впервые начались в 1947 году, наиболее активно программа начала реализовываться с 1951 года. Планировалось отойти от прежней концепции с «угловатой» кабиной. Однако по техническим причинам новый грузовик не был создан.

Возникли проблемы с созданием кабины новой конструкции, которые удалось решить с помощью конструктора Горьковского автозавода А. А. Липгарта (работавшего в то время на Уральском автомобильном заводе), который предложил установить на новую машину изменённую кабину от грузовика ГАЗ-51 (соответственно изготовленную с использованием технологий и оборудования Горьковского автозавода). Из-за этого новый УралЗИС начал напоминать заметно «подросший» в размерах ГАЗ-51.

На заводе тем временем шли работы по модернизации устаревшего автомобиля УралЗИС-5. Серийно выпускалась модернизированная модель УралЗИС-355, практически не отличавшаяся от предшествующей.

Новая машина Уральского автомобильного завода получила наименование «УралЗИС-355М» (модифицированная), хотя в действительности это была новая модель. Первые 20 экземпляров сошли с конвейера в декабре 1957 г., массовый выпуск начался 1 июля 1958 г. В 1961 г. из названия машины исчезло слово «ЗИС»; на капоте появилась надпись «Урал-355М», в то время как на боковинах капота значилось «УралАЗ».

В процессе серийного производства в конструкцию УралЗИС-355М неоднократно вносились улучшения и изменения.

На шасси УралЗИС-355М выпускались автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было изготовлено около 36 тысяч экземпляров. Кроме того, выпускались поливомоечные машины, ассенизационные цистерны, передвижные компрессорные станции, лесовозы, фургоны и седельные тягачи на шасси этой модели. В 1958 г. были выпущены небольшие партии полноприводной версии — УралЗИС-381 (большинство машин изготовлено в самосвальном исполнении и эксплуатировалось в Челябинске и Челябинской области) и самосвалов УралЗИС-358. В 1960 г. Алма-Атинский ремонтно-сборочный завод построил на базе УралЗИС-355М оригинальный автобус вагонной компоновки вместимостью 40 пассажиров.

Автомобиль УралЗИС-355М преимущественно поставлялся в Казахстан, районы Сибири и Дальнего Востока (годы серийного выпуска по времени совпали с освоением целинных и залежных земель), в центральные и западные районы СССР поставлялся в небольших количествах. В 1962 г. небольшое количество экспортной версии Урал-355МЭ было поставлено в Финляндию и Афганистан.

За долгие годы эксплуатации УралЗИС-355М зарекомендовал себя как надёжная, неприхотливая машина, отличавшаяся большой грузоподъемностью (официально считавшийся 3,5-тонным, автомобиль без проблем перевозил 5 тонн грузов) и немалым по тем временам комфортом (все УралЗИСы-355М оснащались обогревателем кабины, в отличие от ЗИЛ-164). Среди водителей автомобиль имел прозвища «Уралец» и «Киргиз».

Бортовые автомобили окрашивались в темно-зелёный, синий и голубой цвета. Машины, эксплуатировавшиеся в аэропортах Москвы, окрашивались в ярко-желтый цвет, капот при этом был красный.

Всего выпущено более 192 тысяч автомобилей. Последний экземпляр сошёл с конвейера 16 октября 1965 года (последние цистерны на базе Урал-355М были изготовлены Новотроицким заводом торгового машиностроения в январе 1966 г.) На данный момент сохранилось 20 (по другим данным — 12) автомобилей (в том числе 2 автоцистерны), из которых один (выпуск 1959 г., Славгород Алтайского края) — в рабочем состоянии.

УралЗИС-355М в кино

В кинофильме «Джентльмены удачи» в сцене побега из зоны псевдодоцент Белый (артист Леонов), «Хмырь» (артист Вицин) и «Косой» (артист Крамаров) по ошибке забираются в автоцистерну на шасси УралЗИС-355М, после чего в цистерну с беглецами заливают цементный раствор. Участие в съёмках принимал специально перекрашенный молоковоз АЦПТ-2,2-355М производства Уральского механического завода.[1]

Кинофильм «Живёт такой парень», в сцене около загоревшегося бензовоза ЗИС-5 стоит УралЗИС-355М.[2]

Примечания

  1. Четвёртый участник побега Василий Алибабаевич (артист Раднэр Муратов) ехал в цистерне-прицепе.
  2. Когда «Пашка-пирамидон» (артист Леонид Куравлёв) будет отгонять горящий бензовоз от людей, промелькнёт УралЗИС-355М.

Литература

  • Краткий автомобильный справочник. // Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) // М. 1983 г.

Ссылки

  • Грузовик УралЗИС-355М
  • Его называли «Уральцем»
  • Автомобиль УралЗИС-355М

УралЗИС-355М.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06