01-09-2023
Утомлённые солнцем | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Студия ТРИТЭ |
Длительность |
148 мин. |
Бюджет |
2,8 млн. $ |
Сборы |
2,4 млн. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0111579 |
«Утомлённые солнцем» — совместный российско-французский фильм 1994 года, драма режиссёра Никиты Михалкова. Награждён премией Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большим призом жюри 47-го Каннского фестиваля (Франция).
Содержание |
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомлённое солнце», неоднократно звучащему в фильме; кроме того, оно ассоциируется с названием книги и фильма «Унесённые ветром» — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. Сравнение с этим фильмом неоднократно проводили кинокритики, ср.:
…по форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля — унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» — консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории. |
Знаменитое танго своей щемящей мелодией передает зрителю искорку горькой тоски об утрате чего-то чистого и настоящего, а также дает название самому фильму — «Утомлённые солнцем», которое, перекликаясь с названием другого эпического произведения — «Унесённые ветром», как бы свидетельствует о существовании Высших Сил в судьбе человека, ему неподвластных. |
Действие фильма начинается ранним летом 1936 года — как раз незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, живёт на даче, расположенной в сельской местности вместе с женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.
В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин и ветеран Белой Армии, который незадолго до своего внезапного исчезновения в 1928 году приходился женихом Марусе. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй». Однако вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, Митяй явился сюда с другими намерениями: теперь он работает в НКВД и прибыл сюда, чтобы арестовать Котова по указанию свыше — за причастность к несуществующему заговору.
В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот в 1928 году отправил его в Париж отслеживать бывших участников Белого движения, многие из которых были возвращены в СССР и расстреляны (см. Белая эмиграция). Тем самым Котов разлучил Митю с Марусей. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что тот лишил его Маруси и заставил переступить через честь и совесть. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», напоминает ему, что еще в 1923 году Митя был перевербован ОГПУ, и что он, Митя, в любой момент «продаст и купит» своё же правительство. Он убеждён, что намерения Мити есть не что иное, как личная месть. Однако объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы.
Упомянув о своей огромной популярности и тесных связях со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мите, что режим никогда не посмеет его тронуть. Тем не менее, в конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Но и в этот момент поддерживается иллюзия дружбы: Котов сообщает семье о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.
Находясь в машине, комдив Котов демонстрирует уверенность в собственной правоте: гордость комдива Красной Армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает энкаведешникам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, что никто из местных не может ему помочь, и утверждает, что в его машине кончился бензин. Подойдя к легковому автомобилю ближе, он радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить дорогу в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего свидетелем избиения. По отрывочным репликам Котов понимает, что звонок Сталину ему сделать не позволят. Митя остаётся внешне непреклонным. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенном на аэростате плакатом с изображением Сталина.
Эпилог фильма повествует о том, что комдив Сергей Котов был признан виновным в шпионаже и расстрелян. Маруся также была арестована и провела остаток своих дней в ГУЛаге. Вместе с ней была арестована и Надя, но пройдя лагеря, она выжила и дожила до «хрущёвской оттепели», когда все три приговора были отменены. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надя Котова посвятила себя работе музыкального педагога в одной из казахских школ. Митя, как повествуют последние сцены фильма, пытается совершить самоубийство, вскрыв себе вены.
Фильмы Никиты Михалкова | |
---|---|
Полнометражные фильмы | Свой среди чужих, чужой среди своих • Раба любви • Неоконченная пьеса для механического пианино • Пять вечеров • Несколько дней из жизни И. И. Обломова • Родня • Без свидетелей • Очи чёрные • Урга — территория любви • Вспоминая Чехова (неоконч.) • Утомлённые солнцем • Сибирский цирюльник • 12 • Утомлённые солнцем 2: Предстояние • Утомлённые солнцем 2: Цитадель |
Короткометражные и среднеметражные фильмы |
Девочка и вещи • И эти губы, и глаза зелёные… • А я уезжаю домой • Спокойный день в конце войны • Автостоп |
Документальные фильмы | Анна: от 6 до 18 • Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи • Реквием Великой Победы (с С. Мирошниченко) • Отец • Мама • Русские без России (Русский выбор) • Генерал Кожугетыч • 55 |
Работы Рустама Ибрагимбекова | |
---|---|
Сценарист |
В одном южном городе • Белое солнце пустыни • Повесть о чекисте • Спокойный день в конце войны • И тогда я сказал нет • Сердце… сердце… • В один прекрасный день • День рождения • Стратегия риска • Дачный домик для одной семьи • С любовью пополам • Допрос • Структура момента • Перед закрытой дверью • Деловая поездка • Тайна корабельных часов • Парк • Храни меня, мой талисман • Свободное падение • Пощёчина, которой не было • Другая жизнь • Филёр • Дикарь • Храм воздуха • Автостоп • Увидеть Париж и умереть • Семь дней после убийства • Урга — территория любви • Разрушенные мосты • О, Стамбул • Утомлённые солнцем • Человек, который старался • Семья • Сибирский цирюльник • Восток-Запад • Балалайка • Мистерии • Телефон доверия • Али и Нино • Прощай, южный город! • Райские птицы • Утомлённые солнцем 2: Предстояние |
Продюсер | |
Режиссёр |
Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке | |
---|---|
Мефисто (1981) · Начать сначала (1982) · Фанни и Александр (1983) · Диагональ слона (1984) · Официальная версия (1985) · Нападение (1986) · Пир Бабетты (1987) · Пелле-завоеватель (1988) · Новый кинотеатр «Парадизо» (1989) · Путешествие надежды (1990) · Средиземное море (1991) · Индокитай (1992) · Эра красоты (1993) · Утомлённые солнцем (1994) · Антония (1995) · Коля (1996) · Характер (1997) · Жизнь прекрасна (1998) · Всё о моей матери (1999) · Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000) Победители (1947—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — настоящее время) |
Утомлённые солнцем (фильм).