13-10-2023
Bork | |
Тип | |
---|---|
Основание | |
Расположение |
Россия, 123001, Москва, Большая Садовая ул., 10 |
Отрасль |
бытовая техника (МСОК: |
Продукция |
Мелкая кухонная бытовая техника, климатическая техника, кухонные аксессуары |
Сайт |
bork.ru |
Bork — торговая марка бытовой техники и электроники одноимённой российской компании. Товары этого бренда представлены, в основном, на рынках стран СНГ и Восточной Европы. Отмечается как одна из успешных торговых марок в сегментах малой бытовой и климатической техники[1][2][3][4].
Образованная в 1993 году компания «Технопарк» (ранее — «Электрофлот»)[4] к 2001 году обладала широкой сетью (более 100) собственных магазинов бытовой электроники в Москве и регионах России, в основном в торговых центрах. Анализ профильного рынка привел собственников сети к решению о разработке и продвижении отдельного нишевого бренда[5][6].
Для этого в Германии в том же году была создана компания Bork Elektronik GmbH, владеющая правами на товарный знак Bork. Это слово происходит от нем. abborken — «снимать кору, очищать от коры». По замыслу, такое название должно отражать очищение постсоветского пространства от некачественной продукции. Бизнес-идея состояла в освоении под этим брендом верхних ценовых сегментов рынка, что предполагает упор на разработку промдизайна[7], обеспечение качества сборки товара и его надлежащее постпродажное обслуживание[5]. С 2004 года техника Bork поступила в розничную продажу[8].
Выручка компании Bork в 2008 году составляла $150 млн[6]. К 2010-м годам этот бренд вышел на лидирующие позиции профильного российского рынка. Так, согласно исследованиям РБК, в 2013 году продукция Bork оказалась на 4-м месте российского рынка соковыжималок в стоимостном выражении, уступив лишь Philips, Moulinex и Bosch[1]. В 2014 году Bork занял 3-е место на российском рынке промышленных и бытовых грилей после брендов Gorenje и FKI[2].
Основные представительства компании Bork расположены в Москве (головной офис), Берлине, Варшаве и Минске[9]. Российская сеть её бутиков охватывает Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самару, Воронеж, Челябинск, Сочи, Ростов-на-Дону, Махачкалу, Новосибирск, Омск, Сургут, Тюмень, Барнаул и Владивосток[10].
Профильными категориями продукции Bork стали прежде всего малая бытовая техника для кухни и аксессуары, а также климатические устройства для дома. Вся эта продукция позиционируется как техника верхнего ценового сегмента, премиум-класса[6].
В посткризисное время такой расчёт оправдан: премиум-сегмент, в отличие от прочих, сохраняет свои рыночные позиции. Для дистрибуции Bork были организованы дилерская сеть, а также (c 2008 года) сеть монобрендовых бутиков Bork, ставших первыми подобными в России[7]. Инвестиции в один такой магазин площадью от 60 до 120 м² — примерно 12 млн рублей без учёта аренды[6]. Стартовые инвестиции в проект оценивались совокупно в $3—5 млн[11].
Партнёрами Bork являются компании, представляющие Германию, Японию, Францию, Италию, Швейцарию, КНР, Австралию и др[5].
Продукция под торговой маркой Bork производится на предприятиях в КНР, Польше, Венгрии, Германии, Японии, Турции, Франции и других стран, собственного производства Bork Elektronik GmbH не имеет[12][8].
Эксперты оценивают стратегию продвижения бренда Bork положительно. Так, в интервью журналу Der Spiegel министр промышленности и торговли России Денис Мантуров привёл Bork как известный российский пример в одном перечне с Apple[13]. «Ярким примером полноценной российской продукции» назвал Bork экономист Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, подводя итоги форума ВТБ «Россия зовёт!» в октябре 2015 года[14].
Значимые средства Bork были инвестированы в промышленный дизайн[4]. Журнал «Эксперт» указывает на развитость дизайнерского и технологического искусства как на отличительный признак техники Bork[7]. К её разработке привлечены специалисты-проектировщики из Германии, Японии, Австралии, Швейцарии, Италии[15].
Дизайн продукции Bork удостаивается наград профильных международных конкурсов. Официальный сайт компании насчитывает 45 таких наград по состоянию на конец 2016 года. В частности, Red Dot Design Awards (Германия), IFA Берлин (Германия), Housewares Design Awards (США), Australian International Design Awards (Австралия), iF Design Award (Германия)[12][15][16].
При создании своих коллекций высшего сегмента (категории Bork Home) компания Bork сотрудничает с одним из официальных поставщиков японского императорского двора — династией Тамагава, представители которой на протяжении нескольких столетий вручную изготавливают в Японии кованую медную и серебряную посуду. Последняя продаётся и в сети фирменных бутиков Bork[17][18].
В отличие от пластиковой мелкобытовой техники, в корпусах техники Bork используются металлы — нержавеющая сталь и алюминий[11]. Это сопровождается рекламной кампанией, позиционирующей Bork как «продукцию с мужским характером», несмотря на то, что она предназначена, в основном, женской аудитории[8].
Как сообщает газета «Коммерсантъ», компания Bork активно практикует регистрацию своих дизайнерских решений в качестве брендированных объёмных товарных знаков. Это даёт более широкие возможности по защите своей интелектуальной собственности, чем регистрация в качестве промышленных образцов[29].
Участник:Nickpo/Черновик9.