Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Фабрициус (пароход)

15-05-2023

«Фабрициус»
Якорный клюз парохода «Фабрициус» (глубина 3 метра).
Основная информация
Тип Транспорт (ранее — грузовой пароход)
Государство СССР
Верфь Крег
Спущено на воду 1903
Современный статус затонул
Параметры
Длина 95,9 м.
Ширина 13,5 м.
Средняя осадка 6,2 м
Технические данные
Силовая установка Паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с.
Мощность 1200 л.с.
Скорость 9 узлов
Грузовместимость 4277 т

«Фабрициус» — советский транспорт (ранее — грузовой пароход), принимавший активное участие в переброске маршевых пополнений, провизии, фуража в первые месяцы Великой Отечественной войны на Черноморском театре боевых действий.

Содержание

История

Первоначальное название судна — «Саида». Оно было спущено на воду в 1903 году в порту Стоктон[неоднозначная ссылка], на верфи Крег. Проектная документация парохода предусматривала наличие четырех трюмов и пяти лебедок, имевших различную грузоподъемность (1—4 т). Основным двигателем «Саиды» была машина тройного расширения мощностью 1200 л.с., приводившаяся в движение паром, который вырабатывался двумя большими котлами.

В 1932 году «Саида» была приобретена Черноморским пароходством и переименована в «Фабрициус». С началом Великой Отечественной Войны (если быть точнее- 27 июля 1941 года) пароход был зачислен в списки военных судов, которым отводилась транспортная роль.

2 марта 1942 года, во время сложного перехода по маршруту Новороссийск — Камыш-Бурун, «Фабрициус» был атакован немецким самолетом, в арсенале которого находились специальные торпеды. Капитан парохода, Михаил Иванович Григор, несмотря на контузию, сумел дождаться помощи, а затем посадить уже опустевшее судно на мель, протянувшуюся в юго-западном направлении относительно маяка мыса Большой Утриш (окрестности Анапы). В результате нападения было убито 5 членов экипажа «Фабрициуса». В числе погибших оказался и первый помощник капитана Ломоносов.

После войны значительная часть «Фабрициуса» была разобрана на металлолом.

Современное состояние

В настоящее время внимательный ныряльщик сможет обнаружить остатки судна на глубине 2-3 метров. На дне сохранились фрагменты носовой части, якорный клюз, секции леерного ограждения, части бортов с овальными отверстиями иллюминаторов. Поле обломков неоднократно осматривалось исследователями клуба "Нептун-Про", командой Александра Елкина, инициативной группой «Анапа-2009»[1].

Примечание

  1. Экспедиционный отчёт

Источники

  • Григор М. И. Море — моя судьба
  • Описание нынешнего состояния судна
  • Подводные фотографии инициативной группы «Анапа-2009» с места гибели «Фабрициуса»
  • Подводные видеофрагменты инициативной группы «Анапа-2009» с места гибели «Фабрициуса»

Фабрициус (пароход).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06