23-10-2023
Фальшивые новости | |
---|---|
Код WordLift | Медиафайлы на Викискладе |
Фальши́вые (подде́льные, «фе́йковые», ло́жные) но́вости — информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду[1]. Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью сфабрикованные истории для увеличения читательской аудитории и цитируемости. Прибыль при этом формируется аналогично принципам кликбейтинга и являет собой доход от рекламы, который генерируется независимо от достоверности опубликованных материалов. Лёгкий доступ к источникам дохода от рекламы, усиление политической поляризации общества и повсеместность социальных сетей обусловили распространение фальшивых новостей[2]. Возможности анонимного хостинга сайтов, на которых публикуются анонимные или псевдонимные авторы, затрудняют законное преследование таких источников за дезинформацию или клевету[3][4][5][6].
Фальшивые новости могут быть представлены в различных формах[7]. Кликбейты побуждают любопытство завлекающими заголовками, обычно чтобы увеличить доходы с рекламы[8]. Дезинформация преследует свой целью введение общественности в заблуждение, но фальшивые новости могут также быть представлены и просто ложной информацией, независимо от мотивов. Также фальшивые новости могут быть представлены в виде заблуждений, розыгрышей, пародий, сатиры, слухов или иных формах[7].
Отдельные исследования выявили, что проблемы с определением фальшивых новостей есть у всех людей, независимо от возраста, пола или образования. Выявление фальшивых новостей обычно возможно через проверку фактов. Одной из причин распространения фальшивых новостей в социальных сетях является отсутствие какой-либо проверки фактов их пользователями, для оценки же сведений пользователям в таких случаях требуется экспертное мнение. В целях борьбы с распространением фальшивых новостей большое значение играет обучение людей и повышение их грамотности[9].
«Фальшивая новость» определяется как новость, которая «полностью составлена и сфабрикована для обмана читателя, с целью увеличения трафика и прибыли»[10]. Сатирические или юмористические новости используют преувеличения и вымышленные элементы, но предназначенных для критики или высмеивания мнений или людей в шутливой или саркастической форме[9][10]. Хотя сатирические и юмористические новости используются в основном для развлечения людей, они также могут вводить в заблуждение и поучать людей, а некоторые воспринимают такие новости как правдивую информацию, распространяя её дальше[9]. Некоторые учёные считают, что сатира должна рассматриваться отдельно от фальшивых новостей, поскольку сатира используется для развлечения, не предназначена для информирования и не предполагает, что кто-либо будет воспринимать информацию всерьёз[11].
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) предлагает 8 способов отличить фейковые новости в Интернете.
Зная методы создания фейковых новостей, можно научиться легко выявлять их[12]. В статье, опубликованной 9 марта 2021 г., интернет-агентство «Текстерра» отметило некоторые из самых ярких фейковых новостей в интернет-пространстве и способы их распознавания[13].
Заголовки фейковых новостей характеризуются определёнными языковыми особенностями. Они содержат сенсационность, провокацию, интригу, двусмысленность или противоречие, которые должны привлечь читателя. Например, в октябре 2004 года в интернете появился броский заголовок: «В завалах сгоревшего дома пожарные нашли мёртвую Аллу Пугачёву»[14]. Перейдя к тексту статьи, читатель узнавал, что речь на самом деле идёт о 23-летней безработной тёзке певицы Аллы Пугачёвой. Расчёт подобного рода провокаций состоит в апелляции к любопытству читателя с целью заманить его на необходимую страницу. Перейдя по ссылке, читатель обычно обнаруживает содержание, намекающее на интригующее продолжение. Кроме того, когда информация в тексте интерпретируется односторонне или полностью фальсифицируется, а правдивая информация при этом умалчивается, начинается процесс скрытой манипуляции сознанием на основе ложных данных[15]. Манипулятивное воздействие осуществляется посредством насыщения текста информацией, состоящей из частичной или полной лжи. В результате в сознании читателя неосознанно формируется искажённое восприятие событий и фактов с различной степенью ложности. Основной способ противодействия — научиться самостоятельно проводить независимое журналистское расследование. Следует найти и изучить первоисточник информации, и если первоисточник не может быть найден, тогда эта информация считается фальшивой[16]. Следует убедиться, что автор является экспертом, и что у него хорошая репутация. Также важное условие — не поддаваться эмоциям, необходимо посмотреть на ситуацию с разных сторон, подвергая всю информацию критическому анализу[17]. Полезно также подождать, пока информация не обрастёт новыми деталями (правило 24 часов)[18].
Феномен фальсифицированных новостей имеет ряд общих черт с концепциями жёлтой журналистики и политической пропаганды; часто используются те же приёмы, что и в бульварной прессе начала XX века[19][20][21]. Однако с появлением Интернета ложные новости стало проще распространять, и поэтому данный феномен стал чаще вызывать серьёзные проблемы в обществе. В частности, в декабре 1994 года в Интернете, в основном по электронной почте, стала распространяться новость, якобы выпущенная Associated Press, в которой утверждалось, что Microsoft покупает Католическую церковь[22][23]. Считается, что это была первая интернет-мистификация, достигшая массовой аудитории[22].
Распространение фальшивых новостей через электронную почту как элемент или разновидность фишинга практикуется в течение многих лет. Такие письма содержат разнообразные небылицы сенсационного содержания, и единственная задача их распространителя — спровоцировать адресата перейти по ссылке, а затем заразить его компьютер вредоносной программой[24].
Истоки современного понимания термина «фальшивые новости» оспариваются. В частности, утверждается, что всплеск внимания к этому явлению связан со скоординированной российской антизападной пропагандой[25]. Так, Хиллари Клинтон стала главной мишенью фальшивых новостей во время её президентской избирательной кампании 2016 года, и по мнению ряда аналитиков, распространение фальшивых дискредитирующих новостей стало одной из причин её поражения на выборах[26]. После победы «пророссийского» кандидата Дональда Трампа, было высказано предположение, что следующей целью кампании станет канцлер ФРГ Ангела Меркель, в преддверии парламентских выборов 2017 года[27]. Новостная лента Facebook оказалась эффективнейшим средством распространения ложных новостей[28][29], и после американских выборов компания заключила соглашения по независимой проверке фактов, чтобы непроверенные сообщения помечались для предупреждения пользователей[30][31][32]. В целом, можно констатировать, что фальшивые новости — это общемировое явление[33].
В конце 2016 года феномен фальшивых новостей вновь оказался в центре внимания общественности благодаря новостной ленте Facebook[2][34], а также сервису микроблогов Твиттер[34]. Значительная часть американцев для отслеживания новостей используют Фэйсбук или Твиттер[35], и в сочетании с повышенной политической поляризацией общества, а также с явлением, получившим название «пузырь фильтров», и склонностью к прочтению главным образом заголовков, — фальшивые новости, по всей видимости, оказали влияние на президентские выборы 2016 года[36][37]. Число репостов фальшивых новостей в Фэйсбуке превысило число перепостов добросовестных сообщений, благодаря тому, что фальшивки больше соответствовали ожиданиям или оказывались более захватывающими[21][38][39][40]. Исследование, опубликованное в октябре 2020 года компанией «Digital New Deal», показало, что с 2016 года распространение фальшивых новостей в Фейсбуке выросло в три раза[41]. Поддельные новости также часто распространяются посредством поддельных новостных сайтов , специализирующихся на публикации привлекающих внимание новостей, и для завоевания доверия часто выдающих себя за широко известные новостные источники[42][43][44]. В некоторых случаях сфабрикованные на таких сайтах «новости» перекочёвывают на более респектабельные ресурсы, что порой приводит к скандалам, таким как «Pizzagate»[45].
Хиллари Клинтон стала главной мишенью фальшивых новостей во время президентской кампании 2016 года. По данным опроса, проведённого Pew Research в декабре 2016 года, 64 % взрослых американцев признали, что фальшивые новости вызвали «много путаницы» в их представлениях о текущих событиях, в то время как 24 % заявили, что они вызвали «некоторое замешательство» и 11 % заявили, что такие сообщения «вызвали незначительное замешательство или не вызвали его вовсе»[46]. Кроме того, 23 % респондентов признались, что лично, сознательно или нет, участвовали в распространении ложных новостей.
В свете событий на Западе, Жэнь Шаньлянь из Администрации киберпространства Китая предложил к реализации схему «кнута и пряника» в целях недопущения подобных ситуаций в стране[47].
Избранный президент США Дональд Трамп в январе 2017 года отнёс к категории фальшивых новостей сообщения канала CNN, описывающие его деятельность в новом статусе[48], и продолжил придерживаться той же оценки деятельности этого новостного канала после вступления в должность президента[49]. В 2017 году президент США Дональд Трамп по отношению к журналистам, которые, по его мнению, сообщают ложные новости, применил термин «враги народа»[50][51][52].
В связи с возросшей популярностью социальных сетей, лёгким доступом к доходам от рекламы, а также растущей политической напряжённостью в российском медиапространстве стали активно использоваться новые англицизмы («фейковые новости», «фейк-ньюз» или просто «фейк»)[53][54]. При этом филологи отмечают, что в русском языке имеются собственные аналоги заимствованного слова «фейк»: «фальшивка», «ложь», «газетная утка» (разг.), «липа» (разг.), «фуфло» (жарг.)[55].
В другом языковом разделе есть более полная статья Fake news (англ.). |
Фейк ньюс.