24-08-2023
Физули | |
азерб. Məhəmməd Füzuli, араб. فضولی | |
Имя при рождении: |
Физули Мехмед бин Сулейман |
---|---|
Дата рождения: |
ок. 1494 |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
поэт и учёный |
Физули (Фузули) (араб. فضولی; азерб. Məhəmməd Füzuli) — литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейман[1] или Магомед Сулейман оглы Физули[2][3][4]), поэта и мыслителя XVI века из Ирака[1], входившего тогда в состав государства Ак-Коюнлу[5], а позднее — государства Сефевидов и Османской империи. В разных источниках называется азербайджанским[3][4][2] [6] [7][8][9][10][11][12][13][14][15], османским[16][17][18][19][20] и турецким[1][21][22][23][24][25] поэтом. Считается классиком азербайджанской поэзии, сыграл важную роль в становлении азербайджанской и турецкой поэзии[1][6][18][19][20][26][27]. Один из классиков жанра «дивана» в османской литературе[28][29][30]. Широко известен как величайший лирик, писавший на родном[31][32] азербайджанском, а также персидском и арабском языках[7][4][2][8].
Содержание |
Физули родился в городе Кербела на юге арабского Ирака. Точная дата рождения поэта не установлена. Принято считать, что он родился в 1498 года, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг[33]. Кем был и чем занимался отец Физули — Сулейман, пока неизвестно. Но, судя по тому, что при его жизни молодому Мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно думать, что он обладал соответствующим достатком. Согласно позднейшим преданиям он служил муфтием в городе Хилле. Однако об этом нет достоверных данных.
Современник поэта Садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что Физули происходил из племени Баят, тогда как другой современник Физули, Нидаи Челеби, пишет, что Физули принадлежал к туркоманам Ак Коюнлу[34]. Некоторые современные исследователи предполагают, что поэт мог иметь курдское происхождение[23][35][36][37], другие что Физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в Ираке [38][39], представители которого кочевали на пространстве от Закаспия до Сирии[40] [41]. Некоторые источники указывают, что баяты приняли участие в этногенезе азербайджанцев[42] [43]. По вероисповеданию Физули был мусульманином-шиитом[44].
Образование получил в Багдаде, где изучал медицину, астрономию, логику, математику, а также древнегреческую и восточные философские системы. Был знаком с трудами Аристотеля и Платона. Тексты его произведений указывают на то, что Физули был знаком с творчеством Хагани, Низами, Хабиби, Насими.
Поэт выбрал себе довольно необычный псевдоним (техаллус). Физули на фарси означает дерзкий, нахальный. В предисловии к своему персидскому дивану Физули объясняет выбор столь необычного псевдонима тем, что он хотел выбрать для себя уникальное имя, которое никому бы не захотелось повторить.[45]
Он преподавал, одно время был служителем в мавзолее имама в городе Наджаф, откуда затем был уволен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и духовенства. Из-за этого испытал материальные трудности. Султан Селим назначил ему пенсию в размере 9 ахча.
Скончался Физули в 1556 году во время эпидемии чумы[46].
Всего написано поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках[2].
Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Физули — преимущественно поэт-лирик. Подавляющее большинство его поэтических произведений — газели, крупнейшее — поэма «Лейли и Меджнун» на азербайджанском языке[47][48][49][50]. В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнёт, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников — шахов и султанов («Да прогорит пусть торжество господства»).
В своих художественных произведениях Физули резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении «Шикаятнаме» (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабёж, взяточничество, подхалимство и разбазаривание народных средств, весь государственный механизм — от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно.
Я отдал им поклон, но они не приняли его говоря:
— Это не взятка. Я предъявил им указ. — Пустое! — отвечали они, не обращая на него внимания. Я сказал: — О господа, что за недостойное поведение, почему вы так неблагожелательно встречаете меня? — Мы всех так встречаем! — отвечали они. |
«Собхатуль-асмар» («спор плодов») и «Бенг ве баде» («Опиум и вино») являлись первыми ласточками эпического творчества поэта. В произведении «Бенг ве баде» Физули предостерегает здоровых, которые в поисках убежища от зла и неприятностей могли бы обратиться к опиуму. Подобный призыв созвучен с пафосом романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Всем строем своей в целом жизнелюбивой поэзии Физули отстаивает право человека на земное счастье. В таком ключе следует воспринимать и аллегорию «Сагинаме», в которой о людских пороках ведут разговор музыкальные инструменты. Аллегорический ряд образов и сравнений, представленный в том числе и в таких его произведениях, как «Саххат ве мераз» («Здоровье и болезнь») и «Ринду Захид» («Гуляка и отшельник»), как бы вписываются в пути развития мировой литературы. Произведение «Ринду Захид» подвергает уничтожающей критике религию как таковую.
Самое популярное, высокохудожественное произведение Физули — поэма «Лейли и Меджнун». Тема её заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI века (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Физули своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока.
Физули устами героя поэмы Меджнун («Сумасшедший»), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Физули, по сути — народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, — красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Физули оказало большое влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока.
Серьёзное изучение творчества Физули началось в конце XIX века. Британский исследователь Элиас Гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что Физули, возможно, был азербайджанским тюрком[51].
В честь Физули названы:
In Mesopotamia Fuzuli was in intimate contact with three cultures — Turkic, Arabic, and Persian. Besides his native Azeri, he learned Arabic and Persian at an early age and acquired a through command of the literatures in all three languages, an accomplishment in wich the cosmopolitan literary and scholarly circles of Hilla played an important role.
Учился Физули сначала в Кербеле, а затем в Багдаде. Свободно владея тремя языками Ближнего Востока, он и стихи свои писал как по-азербайджански, так и по-персидски и по-арабски. На родном азербайджанском языке им, в частности, написана романтическая поэма «Лейли и Меджнун», которая, как и другие произведения Физули, впервые в истории азербайджанской литературы с такой полнотой показала, что азербайджанский язык по своей выразительности, богатству и гибкости не уступает другим ближневосточным литературным языкам.
На самом же деле шиитские тенденции поэта проявляются в этом небольшом сборнике с чрезвычайной силой. В то время как восхвалению Мухаммада посвящается от двух до семи бейтов (в общем па все двенадцать касыд тридцать бейтов), на долю "Али выпало двадцать семь, тридцать и двадцать шесть бейтов, т. е. (всего восемьдесят три бейта или почти в три раза больше, чем на долю пророка. Таким образом, и этот диван тоже может служить блестящим доказательством того, что Фузули действительно был шиитом
FOŻŪLĪ, MOḤAMMAD, b. Solaymān (ca. 885—936/1480-1556), widely regarded as the greatest lyric poet in Azerbayjani Turkish, who also wrote extensively in Arabic and Persian… Fożūlī’s fame, however, rests above all on two of his Turkish works, the Dīvān (containing several panegyrics, robāʿīs, and three hundred ḡazals; numerous editions, including A. Gölpınarlı, Istanbul, 1948, 2nd ed., 1961) and especially his Laylā wa Majnūn
Вершина творчества Физули — лиро-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» (1536-37). Продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно Низами Гянджеви, Физули создал оригинальную поэму, тесно связанную с азербайджанским устно-поэтическим творчеством.
Fuzuli was the author of some fifteen works, the most important of which are, in Turkic: A Divan, Hashish and Wine (Beng u Bade), Leila and Mejnun (Leila ve Mecnun), The Garden of the Blessed (Hadikat al-suada), and The Book of Complaints (Sikayetname); in Arabic: A Divan; and in Persian: A Divan.
Nevertheless, Fizuli has left us one of the finest divans in Azeri literature (he wrote with equal ease in Azeri, Arabic and Persian), as well as the oldest preserved piece of prose in Azeri, The Book of Plants, a contemplative poem The Rise of Religion and an epic (the first to be written in Azeri) that told the tale of Leyla and Majnun.
Физули.