30-01-2024
Фольклор в Ветхом завете |
|
Folk-lore in the Old Testament | |
|
|
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: |
Фольклор в Ветхом завете (англ. Folk-lore in the Old Testament) — одна из работ Джеймса Джорджа Фрэзера, известного британского (шотландского) учёного. Первое трехтомное издание вышло в 1918, позже сжатое им до одного тома (1923).
Содержание |
Вся книга разбита на несколько частей:
1. Древнейшая эпоха существования мира
Сюда входят события от сотворения мира до Великого потопа.
2. Эпоха патриархов
3. Эпоха судей и царей
4. Закон
Как и в Золотой ветви Дж. Фрэзер продолжает исследовать фольклор с помощью сравнительно-эволюционного метода. Изучая легенду о сотворении мира, ученый на обширном этнографическом материале показывает распространенность подобных верований у многих других народов мира, связь возникновения появления легенд о происхождении человека с землей (например, у многих народов земля или глина из который был создан человек, были красного цвета, что, вероятно, отождествлялось с кровью; в Палестине почва имеет красноватый или коричневый оттенок) [1].
Более подробное исследование Дж. Фрэзер проводит при изучении «грехопадения». Так, изучая образ змея-искусителя как на библейском источнике, так и у других народов, он приходит к выводу, что:
Люди, которые связывают свое бессмертие со сменой кожи у змей, ящериц, жуков и прочих животных, естественно, смотрят на них как на своих ненавистных соперников, лишивших человечество великого блага, предоставленного им богом или природой. Отсюда легенды о том, как могло случиться, что столь несовершенные создания сумели отнять у нас столь бесценный дар. Подобные легенды широко распространены по всему миру, и было бы удивительно не встретить их среди семитов.[2]
Так на основании сравнивания Дж. Фрэзер объясняет ветхозаветные повествования (например, интересно толкование запрета «не варить козленка в молоке матери его», который был непонятен уже раннесредневековым толкователям).
С. А. Токарев дает следующую оценку этому научному труду:
Эволюционистский метод вполне оправдал себя, особенно в уразумении первых страниц Библии, повествующих о «сотворении» первых людей и о жизни их в раю. Фрэзеру удалось убедительно показать широкую распространенность у народов разных стран мифологических мотивов, которые не привлекали к себе внимания, но которые, видимо, лежали в основе библейской повести о первых людях. В частности, прекрасно разъяснена мифологема смерти: мотив омоложения через сбрасывание кожи (отсюда змея в рассказе о грехопадении) и мотив ложной вести (змея обманула первых людей). Сочетание этих двух мотивов и составило канву библейского рассказа о грехопадении и об утрате бессмертия… Подчеркнем здесь одну важную сторону научного творчества Джеймса Фрэзера — его идейную направленность. Как в этой книге, так и в других Фрэзер выступает как либеральный, свободомыслящий ученый, поднимающийся порой до понимания исторических связей фактов, которыми так богата книга. В то же время Фрэзер избегает резких оценок, предпочитая выступать с «объективистских», «нейтральных» позиций. Но материал его книги говорит сам за себя, особенно там, где речь идет о религиозно-магических обрядах. [3]
Фольклор в ветхом завете джеймс джордж фрэзер, фольклор в ветхом завете фрэзер читать.