18-04-2023
Франче́ска да Ри́мини ( (итал.) Francesca da Rimini, Francesca da Polenta), (около 1255 - около 1285), знатная итальянская дама, ставшая одним из вечных образов в европейской культуре. Её трагическая судьба запечатлена в произведениях литературы, живописи, музыки и кинематографа.
Содержание |
Дочь Гвидо да Полента, правителя Равенны, Франческа отличалась исключительной красотой. В 1275 году отец выдал её замуж за правителя Римини Джанчотто Малатеста (около 1240 — 1304). По-видимому, в расчеты Гвидо входило заключить династический союз (на это указывал в своём комментарии к «Божественной комедии» Джованни Боккаччо)). Франческа родила своему — отличавшемуся внешним уродством — супругу двоих детей. Воспылала любовью к брату Джанчотто, Паоло Малатеста (около 1246 — около 1285); застигнув любовников на месте преступления, муж заколол обоих. Однако многие связанные с этими событиями вопросы остаются открытыми. Например, нет уверенности в том, где произошло убийство: в Римини, в Пезаро, в Сантарканджело ди Романья или в замке Градара.
Именно приведённый в книге Данте эпизод («Ад», песнь V) побудил многочисленных поэтов, художников и композиторов неоднократно обращаться к истории Паоло и Франчески. Из рассказа Франчески поэт узнаёт, что совместное чтение «Ланселота» воспламенило их чувства:
…Я родилась над теми берегами, Где волны, как усталого гонца, Любовь сжигает нежные сердца, Любовь, любить велящая любимым, Любовь вдвоём на гибель нас вела; Скорбящих теней сокрушенный зритель, Я начал так: «О, знал ли кто-нибудь, Потом, к умолкшим слово обращая, Но расскажи: меж вздохов нежных дней, И мне она: «Тот страждет высшей мукой, Но если знать до первого зерна В досужий час читали мы однажды Над книгой взоры встретились не раз, Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем Поцеловал, дрожа, мои уста. |
Упомянутый здесь Галеот был другом Ланселота и участником многих его приключений; именно Галеот способствовал сближению Ланселота с Джиневрой. Таким образом, благодаря Данте возникает параллель между историей Паоло и Франчески, с одной стороны, и любовью Ланселота к супруге короля Артура — с другой. Между тем в романе о Ланселоте всё по-другому: не он целует королеву, а она его, причём прилюдно; речь идёт об акколаде, церемонии принятия Ланселота в вассалы.
Несомненно, история Паоло и Франчески интересовала русских символистов, и в том числе Дмитрия Мережковского и Александра Блока. В знаменитом стихотворении Блока «Она пришла с мороза…» упоминание о Паоло и Франческе составляет выразительную «пуантировку»:
Она пришла с мороза, Она немедленно уронила на пол Все это было немножко досадно Едва дойдя до пузырей земли, Оказалось, что большой пестрый кот Я рассердился больше всего на то, |
Среди художников, в разное время обращавшихся к этому сюжету — Ари Шеффер, Александр Кабанель, Энгр и Гюстав Доре. Кроме того, замечательная скульптурная работа Родена «Поцелуй» (1886) навеяна тем же сюжетом.
Два великих русских композитора использовали в своих произведениях историю любви Паоло и Франчески. Это П. И. Чайковский (симфоническая фантазия «Франческа да Римини», 1876) и С. В. Рахманинов (опера «Франческа да Римини», 1904). Кроме того, в 1902 году в Петербурге состоялась премьера одноименной оперы работавшего в России чешского композитора Эдуарда Направника. Наконец, в 1914 году итальянский композитор Риккардо Дзандонаи написал ещё одну оперу, на сей раз взяв за основу упомянутую выше трагедию Габриэле Д’Аннунцио.
В 1949 году режиссёр Раффаэлло Матараццо снял фильм «Паоло и Франческа»; в главной роли снялась сестра Марины Влади, актриса Одиль Версуа.
Франческа да Римини.