30-08-2023
Фуникулёр (фр. funiculaire, лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Содержание |
Существует несколько типов фуникулёров.
Наиболее распространённой является схема с двумя вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через двигатель, размещённый на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Примером является киевский фуникулёр.
Существуют и другие схемы устройства фуникулёра.
Для фуникулёров типичными являются относительно короткие (несколько сотен метров) трассы с очень крутым 35°). Рекордсменом является расположенный неподалёку от 50,7°). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.
Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулёра промежуточных станций остановка вагончика у промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения (Пражский фуникулёр) либо делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулёр «Диана»).
Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».
Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.
Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле являются примерами фуникулёров с подземным размещением трасс (в частности, Кармелит, из-за наличия промежуточных станций и достаточно большой протяжённости, часто называют метрополитеном).
По устройству к фуникулёру близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car — «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от рельсового трамвая следующие:
По функции к фуникулёру близок эскалатор. Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:
Существуют судоподъёмники, конструктивно устроенные по принципу фуникулёра, например судоподъёмник Сен-Луи — Арзвиллер (Франция).
В России фуникулёры имеются только в Сочи (две линии, в том числе одна частично подземная) и Владивостоке; ранее они функционировали ещё и в Светлогорске и Нижнем Новгороде. Функционирует фуникулёр также на берегу Адыр-Су в Кабардино-Балкарии. Осенью 2006 г. администрация Нижнего Новгорода приняла решение возродить один из двух фуникулёров, работавших в городе с 1896 по 1920-е годы. Предполагается, что два вагона, выполненных в стиле «ретро», будут передвигаться по рельсовому пути длиной 150 м от площади Народного единства до Кремля[1].
В Литве фуникулёры действуют в Вильнюсе (см. раздел «Общественный транспорт» в статье про город Вильнюс) и Каунасе (две линии), на Украине — в Киеве и Одессе, в Грузии — в Тбилиси[2], в Азербайджане — в Баку, в Латвии — в Цесисе.
Фуникулер.