Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Фёдоров, Владимир Павлович

11-10-2023

Летчик В.П. Федоров
Внешние изображения
Фотография Летчик В.П. Федоров, испытатель ракетного планера РП-318.
Внешние изображения
Фотография Ракетный планер РП-318.
Внешние изображения
Фотография Ракетный планер РП-318 в полете(февраль 1940 года).

Владимир Павлович Федоров (15 июня 1915(19150615), село Котовка[1] — 28 мая 1943, Бронницы) — лётчик-испытатель при летно-испытательной станции авиаконструктора А. Я. Щербакова.

Содержание

Биография

Родился в крестьянской семье 15 июня 1915 года в селе Котовка ныне Почепского района района Брянской области. С 1923 года проживал в деревне Вельжичи ныне Мглинского района Брянской области. С 1930 года жил в Москве, где первоначально работал учеником слесаря на протезном заводе. В 1932 году окончил Школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после чего продолжал работать на том же заводе слесарем-конструктором.

В 1933 году окончил Центральную лётную школу Осоавиахима в Тушино и Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле.

В 1933—1937 годах — лётчик-инструктор и командир звена Московской планерной станции, проводил испытания планёра АЛ-2 (1936 год), принимал участие в испытаниях системы буксировки планёров конструкции А. Я. Щербакова (1937 год). 30 июня 1937 года на планёре Г-9 достиг с помощью самолёта-буксировщика рекордной высоты — 12 105 метров.

В 1937—1939 годах — лётчик-испытатель московского авиазавода № 1 (г. Москва); испытывал серийные самолеты P-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153.

В 1939—1941 годах — лётчик-испытатель подмосковного авиазавода № 289 в Подлипках, где испытывал высотные планёры и самолёты, а также различное оборудование кабин для высотных полётов.

К началу 1940 года Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) закончил наземные испытания ракетного планера РП-318 [2] конструкции С. П. Королёва и подыскивал летно-испытательную базу и опытного летчика для летных испытаний — это был первый советский пилотируемый ракетный планер с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

За помощью обратились к авиаконструктору А. Я. Щербакову, тот охотно отозвался на просьбу и предложил, чтобы летные испытания ракетоплана провел один из лучших летчиков его предприятия — В. П. Федоров. Испытателя предупредили, что полет может оказаться небезопасным. Однако Федоров, сознавая степень риска, без колебаний согласился провести испытания.

Наземные испытания двигательной установки ракетоплана, которому был присвоен индекс РП-318-1, проводились в течение февраля-октября 1939 года. Ввиду давности изготовления планера СК-9 (Сергей Королев), его подвергли тщательному осмотру и предъявили экспертизе Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ). Летные испытания решено было проводить на подмосковном аэродроме КБ-29 вблизи станции Подлипки. В конце ноября 1939 года ракетоплан установили на окраине аэродрома. Ведущий по испытаниям А. В. Палло с механиками Л. А. Иконниковым и А. И. Волковым оборудовали невдалеке в свободном контейнере из-под самолета походную мастерскую. После цикла наземной отработки, в присутствии специально созданной комиссии Наркомавиапрома и Наркомата боеприпасов, в январе 1940 года провели контрольные огневые испытания двигательной установки. Рассмотрев все материалы, комиссия дала разрешение на летные испытания с включением жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), что было оформлено специальным актом.

Первый полет наметили на 28 февраля 1940 года. С утра механики готовили ракетоплан к полету. В 17 часов Федоров, экипированный парашютом, занял свое место в кабине. Самолет-буксировщик П-5 пилотировал летчик Н. Д. Фиксон. Кроме него в самолете находились А. Я. Щербаков — для работы на лебедке буксировочного троса, и А. В. Палло — в качестве наблюдателя за полетом ракетоплана. Взлет РП-318 за самолетом П-5 состоялся в 17 часов 28 минут. Поднявшись на высоту 2 600 метров, Федоров отцепил буксировочный трос и произвел запуск ЖРД. Ракетоплан увеличил скорость и стал набирать высоту. Вскоре он благополучно приземлился на аэродроме.

С июня 1941 — на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова (ЛИИ). В июле-августе 1941 года принимал участие в боевых действиях Великой Отечественной войны — являлся лётчиком 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы.

После этого вернулся к испытательной службе. Выполнил первый полёт и провёл испытания планеров БДП (16 сентября 1941 года), К-Г (28 января 1942 года) и самолёта Ще-2 (февраль 1943 года). Принимал участие в испытаниях Су-1 и Су-3, планеров А-7 и Г-11, а также в испытаниях Як-7 с гермокабиной (1943 год).

Летчик В. П. Федоров погиб 28 мая 1943 года при проведении контрольных испытаний серийного Ил-4 в районе подмосковного города Бронницы. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Полеты, совершенные им на ракетоплане Королева, вошли в историю советской авиации. Это были первые в СССР полеты человека на аппарате с реактивным двигателем — пока ещё в пределах атмосферы. Эти первые полеты ракетоплана стали предвестниками развития в нашей стране нового вида техники — реактивной авиации[3]

Награды

Награждён Орденом Красного Знамени.

Примечания

  1. ныне Почепского района Брянской области
  2. Первый полет ракетоплана "РП-318-1"
  3. Федоров Владимир Павлович

Литература

  • Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. — 192 с. — ISBN 5-93705-008-8

См. также

Фёдоров, Владимир Павлович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06