12-05-2023
Культура Армении |
---|
Литература |
Архитектура |
Музыка |
Театр |
Танец |
Ковроделие |
Миниатюра |
Изобразительное искусство |
Мифология |
Книгопечатание |
Образование |
Кино |
Кулинария |
Ха́зы - особые знаки нотописания в Армении известных с VII века. Разновидность невм, применявшихся в средневековом армянском певческом искусстве, во времена, независимого от структуры словесных текстов, развития принципов формо- и ритмообразования в монодии.
Содержание |
Хазовые знаки пения возникли в Армении, где была создана самобытная армянская национальная система записи. Хазовое письмо объединяет армянскую письменную систему с устной традицией. Система хазовых знаков, была разработана в VII - IX веках, предположительно поэтом и учёным Степаносом Сюнеци (вторым), который произвел вторую систематизацию гласов, и в конечном счете изобрел систему нотописи — хазы. Киракос Гандзакеци распространение хазов приписывает некоему Хачатуру из Тарона[1]. Искусство использования хазов в Армении бурно развивалась до XII века, а уже с XII века в Киликийском армянском царстве.
Систему хазов и толкования ее знаков в Киликии усовершенствовали известные мастера средневекового армянского пения Нерсес Шнорали, Григор Хул (XII век), Геворк Скевраци (XIII век) и другие мастера.
В Киликии окончательно сложились три основных типа хазового письма, полностью оформились хазовые певческие книги, главные из которых - Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сборники мелизматичных песнопений). Несмотря на то, что отдельные знатоки хазов жили в Армении вплоть до конца XVIII века, начиная с XV века хазовое письмо перестало развиваться и по мере разложения культуры феодальной Армении постепенно было предано забвению.[2]
В конце XVIII - начале XIX веков специалист по средневековой армянской музыке Григор Гапасакалян, предприняв попутку добиться указания знаками точных интервальных отношений между звуками, безуспешно стремился реформировать систему хазов. В 1820-х годах, Амбарцумом Лимонджяном была разработана новая система нотописи - Армянская нотопись.
Не редко хазами подписывались архитектурные сооружения, где нотопись была призвана увековечить значимое событие. Расположенный в Нагорном Карабахе, на отрезке 10-го км. трассы Гадрут - Мартуни, каравансарай, имеет арки построенные в традиционно армянском стиле. На арках имеется надпись , где хазами начертано:
Я, Джели Вард, прибыл (сюда) в лето 1130 (1681г.)[3]
В начале XX века европейские и армянские учёные исследовали хазовое письмо. Особое место в их изучении принадлежит Комитасу, который собирался до конца разрешить загадку древней армянской нотной, системы — хазов. Если бы это удалось, его изыскания сыграли бы большую роль для их понимания. Однако во время 1-й мировой войны 1914-18 и геноцида армян, относящиеся к области хазоведения большая часть работ Комитаса была утрачена, в одной из которых подробно рассматривались вопросы расшифровки хазов. Но и некоторые уцелевшие записи и изданные статьи армянского композитора, относящиеся к области хазоведения , представляют значительную ценность.[2]
Большая работа в области хазоведения, была проведена в Армении после после ее советизации. Сегодня изучение хазов продолжается в Матенадаране. Музыковеды, работавшие над расшифровкой хазов, древнейшие образцы которых известны по рукописным фрагментам IX века, доказали, что хазы возникли на почве оригинальной национальной музыкальной культуры.[4]
Сравнительное изучение различных средневековых хазовых таблиц наглядно показывает, что число основных знаков, постепенно внедрявшихся в практику, со временем увеличилось до сорока. В певческих рукописях, помимо главных, содержится около 30 вспомогательных, изменённых и производных знаков. Применение письма хазов предполагало наличие навыков владения системой гласов армянской Монодии - подлежащих варьированию традиционных мелодичных моделей. Хазы обозначали способы и динамику исполнения, ритмическую схему мелодий, попевки, мелизмы, юбиляции, а также возможность повышения и понижения голоса. При расшифровке хазового письма, наибольшую трудность представляют способы исполнения и динамика, связанные со средневековыми приёмами акцентуации и звукоподачи. Раздел мелодий осуществлялся с помощью знаков препинания армянского языка: в широкораспевных - независимо от текста; в песнопениях силлабических и кантиленных - в соответствии с членением текста.[2]
Xазы делятсяна три главных типа[2] :
В зависимости гласа, указываемого в начале песнопений, контекста и жанра с темпом, в котором исполняются песнопения , хазы получают конкретное ладоинтонационное значение
У хазов, известны четыре категории метрических значений[2] :
Помимо этого, в песнопения вводились "ложные слоги", содержащие широкие распевы - опорные моменты, которые имеют значение особых метроритмических структур.
Хазы.