12-10-2023
Средневековая Скандинавия |
Сословия |
Риг-ярлы |
Конунг · Ярл · Хэрсир · Хёвдинг · Стирэсман · Лендрман/Сюслуман · Дроттинн |
Карлы |
Хольдер · Бонд · Хускарл · Лейсинг |
Трэли |
Трэль · Тир/Амбатт Брют · Дейя |
Хэ́рсир (др.-исл. hærsiʀ или hersir, нем. herse) — древненорвежский наследуемый дворянский титул. Имел хождение лишь на западном побережье Норвегии. Гражданский и военный статус и функции остаются до конца не ясными.
Позднее был вытеснен понятием лендрман (др.-исл. lendrmaðr), а еще позже заменен термином сюслуман (др.-исл. syslumaðr).
Содержание |
Этимология слова достоверно не ясна. Один из вариантов предполагает происхождение этого слова от прагерм. *harisja — вместе и означает главнокомандующего армией. Этой версии придерживается, например, М. И. Стеблин-Каменский, но выводя это определение от более позднего слова др.-исл. herr (более ранний вариант herjar) в родительном падеже hers, что значит войско, множество, а хэрсир, соответственно, вождь этого войска[1].
Другой вариант расшифровки слова предполагает выведение его от понятия др.-исл. härad или herred — название единицы военно-административного деления[2]. В этом варианте этимология хэрсира совпадёт с этимологией более поздних его сабститутов — лендрман и сюслуман, образованных соответственно от понятий земля, область и сюсла (др.-исл. sýsla), соединенных со словом человек.
В кеннингах ярлов, хэрсиров и хирдманов (др.-исл. hirðmenn) называют «друзьями, собеседниками или сотрапезниками конунга» (др.-исл. konungs rúnar eða málar eða sessar)[3].
Также Снорри Стурлусон считает уместным использовать те же кеннинги, что и для конунга: раздаватель золота (др.-исл. gullbrjóta), щедрый на сокровища (др.-исл. auðmildinga), знаменосец (др.-исл. merkismenn), предводитель народа (др.-исл. fólksstjóra) и вождь войска и битвы (др.-исл. oddvita liðsins eða orrostu)[3].
Остается не ясным, какие функции исполнял хэрсир. В прямой зависимости от выбора этимологии это был либо военный вождь во главе войска, либо племенной князь с вытекающими отсюда военными, законодательными, судебными и жреческими функциями. Вероятно, аналогично хёвдингу, одновременно являлся политическим, военным и религиозным лидером той области, которой принадлежал.
Хотя военное значение хэрсира и не ясно и он мог вести за собой целую армию, тот факт, что титул получил распространение лишь на западном побережье Норвегии может свидетельствовать о его тесной связи с викингскими рейдами. Позже с закатом эпохи рейдов, произошла смена элиты. Основу нового правящего класса составила богатая фермерская аристократия, а центр власти сместился в сторону крупных землевладельцев. Этот процесс наиболее ярко происходил в Трёнделаге и на востоке страны. В своем стремлении покорить Норвегию, Олаф II также опирался на поддержку богатых землевладельцев. Так, начиная с XI века, термин хэрсир постепенно стал замещаться термином лендрман (др.-исл. lendrmaðr) — командующий флотилий округа, со сменой термина «округ», переименованный в сюслуман (др.-исл. syslumaðr).
Положение хэрсиров в поздний период описывает Снорри Стурлусон в Языке поэзии:
А в каждой земле есть много областей, и конунги обычно ставят над этими областями правителей, вверяя им столько областей, сколько находят нужным. Эти правители зовутся по-датски херсирами или лендрманнами, в Стране Саксов — графами, а в Англии — баронами. Во вверенных им землях они должны быть справедливыми судьями и справедливыми защитниками. Если конунг далеко, перед ними во время битвы следует нести знамя, и они тогда считаются военачальниками наряду с конунгами и ярлами.
Оригинальный текст (др.-исл.)
En í einu landi eru mörg heruð, ok er þat háttr konunga at setja þar réttara yfir svá mörg heruð sem hann gefr til valds, ok heita þeir hersar eða lendir menn í danskri tungu, en greifar í Saxlandi, en barúnar í Englandi. Þeir skulu ok vera réttir dómarar ok réttir landvarnarmenn yfir því ríki, er þeim er fengit til stjórnar. Ef eigi er konungr nær, þá skal fyrir þeim merki bera í orrostum, ok eru þeir þá jafnréttir herstjórar sem konungar eða jarlar. — Язык поэзии, Снорри Стурлусон. |
Основным источником о данном термине является древнеисландские тексты, такие, например, как эдическая поэзия Снорри Стурлусона. Так записаны слова Харальд Прекрасноволосый:
Jarl hverr skyldi hafa undir sér fjóra hersar eða fleiri, og skyldi hverr þeira hafa tuttugu marka veizlu. Jarl hverr skyldi fá konungi í her sex tigu hermanna, en hersir hverr tuttugu menn.
(Каждый ярл имеет четыре или более хэрсира под собой, и каждый из них будет получать 20 марок в качестве награды. Каждый ярл должен выставить 60 мужчин в войско конунга, каждый хэрсир 20 мужчин). |
В Песнь о Риге Хэрсир отец Эрны, метафорической матери сословия ярлов и жены Ярла — прародителя сословия, что говорит об уважаемом положении хэрсиров в обществе. Для сравнения, согласно Сага об Ингваре Путешественнике, где речь шла о хёвдинге, сватавшегося к дочери Эрик VI Победоносный, «конунгу показалось унизительным выдать свою дочь замуж за человека незнатного происхождения».
Так же хэрсир упомянут в надписи на руническом камне Sö136 из Аспа, ныне утерянного.
Херсир.