Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Хронология гибели «Титаника»

11-05-2023

В статье представлена хронология гибели «Тита́ника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2 208 человек. Из них спаслись 704 человека, 1 504 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

Содержание

Предыстория

Ни одно из кораблекрушений не приобрело такой громкой славы как гибель «непотопляемого» «Титаника». «Сам Господь Бог не смог бы потопить этот корабль!» — хвалился один из служащих пароходной компании «Уайт стар».

Почему он утонул? Только ли беспечность капитана столкнула этот символ красивой жизни с плавучей ледяной горой? На самом деле, в нужный момент в нужном месте сошлось несколько роковых для корабля факторов.
Одним из главных сюжетов трагедии стала не гибель самого технического чуда и не огромные человеческие жертвы, а их разномастный состав — от миллионеров и аристократов до нищих эмигрантов. Это была громкая пощёчина человеческому самолюбию: капитан Э. Смит гордо заявляет, что лайнер непотопляем, а через несколько дней его обломки уже лежат на дне Атлантического океана. К трагедии привели недостатки в конструкции, особые погодные условия и человеческий фактор.

Трюм «Титаника» разделялся на 16 отсеков, корабль мог оставаться на плаву при затоплении четырёх, но вода хлынула в пятый. Если бы переборки герметично соединялись с палубой, катастрофы не произошло. Однако главным упущением оказалась нехватка спасательных шлюпок. Их количество соответствовало инструкции — 1844, но тогда водоизмещение обычных судов не достигало и 10 тыс. тонн, «Титаник» был впятеро крупнее. Судебное разбирательство показало, что первоначальный проект предусматривал на 32 шлюпки больше. Целый день 14 апреля поступали ледовые предупреждения с пяти разных судов, ни одно из сообщений не приняли во внимание: лайнер нёсся вперёд на опасной для таких вод скоростью 21,5 узла. Последним фактором гибели корабля стали природные условия. Спокойное море, отсутствие Луны отлично замаскировали айсберг. Кроме того, ледяная гора незадолго до столкновения как бы легла набок, и её невидимая подводная часть была у самой поверхности. Когда вперёдсмотрящий наконец заметил айсберг, было уже поздно. Правым бортом «Титаник» врезался в него и получил огромную пробоину (общей площадью чуть больше квадратного метра, но длиной более 100 метров) и затонул за 2,5 часа.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:35 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (450 метров) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» и «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева. Чтобы лайнер не задел айсберг кормой, отдаёт команду «Лево на борт!».

От удара непрочные заклепки могли лопнуть, а соединяемые ими листы стали - разойтись

23:40

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг вспарывает корпус лайнера на протяжении почти ста метров.

23:42

Капитан Смит, поднявшийся на мостик, отдаёт команду закрыть водонепроницаемые отсеки. Мёрдок, оперативно распорядившийся о закрытии всех 16-ти водонепроницаемых отсеков, докладывает об этом капитану.

23:45

Капитан Смит отдаёт команду «Стоп машина!». Неожиданное затишье и вибрация предметов в каютах разбудили многих пассажиров. Паника ещё не началась, большинство людей лишь заинтересовано причиной внезапной остановки. Тем временем, каждую секунду около 5 тонн океанской воды проникает в корпус лайнера, снижая его плавучесть.

23:50

Раздаётся грохот, вновь загоняющий пассажиров в каюты. «Титаник» полностью остановился. В расположенных на нижних палубах каютах 3 класса на полу появляются лужи, трюмы носовой части уже на 4 метра заполнены водой. Почтовое отделение полностью затоплено.

Капитан Смит вместе с Томасом Эндрюсом, техническим директором Белфастской верфи «Харланд и Вольф», на которой был построен «Титаник», принимают решение спуститься на нижние палубы чтобы лично оценить нанесённые лайнеру повреждения. Чтобы не привлекать лишнего внимания, они используют спецтрап.

15 апреля 1912 года

00:03

Смит и Эндрюс возвращаются на мостик. Резюмируя события и наблюдения во время осмотра, Эндрюс заявляет, что «Титаник» неизбежно затонет, поскольку переборки между отсеками не в состоянии выдержать напор воды. Она заливает уже 5 отсеков, а устройство «Титаника» позволяет ему оставаться на плаву, только если затоплено не более четырёх.

00:10

На шлюпочной палубе появились первые пассажиры. В основном это были пассажиры 1 класса, надевшие спасательные жилеты. Пассажиры 2 и 3 классов начали появляться позднее.

00:14

Капитан Смит входит в радиорубку и утвердительно отвечает на вопрос радиста Джека Филлипса о том, нужно ли подать сигнал бедствия.

00:15

C гибнущего судна был послан сигнал: «CQD MGY/Titanic/ 41.46 норд 50.24 вест»

00:25

Первым принял радиограмму с «Титаника» британский лайнер «Карпатия», находившийся в 58 морских милях от места крушения. Капитан Артур Рострон сперва усомнился в достоверности сообщения, однако скомандовал: «Курс на „Титаник“! Полный вперед!». Пассажиры толпами устремляются на шлюпочную палубу. Многие женщины плачут, но никто не толкается и не бежит сломя голову.

00:40

Хотя расчётного числа мест в шлюпках не хватило бы на всех (1200 — на 1316 пассажиров и 891 члена экипажа), всё равно начинается подготовка к спуску их на воду. Занимались этим всего 16 матросов. В первой спущенной вниз шлюпке было занято только 28 из 65 посадочных мест. Наклон носовой части становился заметно сильнее. Вода дошла до носовой палубы лайнера. Таким образом к тому времени, когда от правого борта отошла первая шлюпка, основная масса людей скопилась на левом борту.

00:45

С «Титаника» был послан первый в истории сигнал SOS. От левого борта на глазах капитана отошла переполненная вторая шлюпка. Капитан Смит кричит: «Женщин и детей на левый борт!», — предполагая, что так удастся быстрее эвакуировать пассажиров.. В первой шлюпке, отправленной Смитом, опять всего 28 человек. Мужчины уступили места дамам, а многие из дам не отваживались спускаться в шлюпки. Так продолжалось и с последующими шлюпками, вплоть до самой гибели корабля.

00:50

Несмотря на продолжающуюся эвакуацию пассажиров, в курительном салоне I класса некоторые джентльмены всё ещё спокойно беседуют за стаканом виски. Все восемь музыкантов судового оркестра под руководством Уоллеса Хартли продолжают играть на верхней палубе корабля (оркестр будет играть до последних минут катастрофы).

01:00

На воду спускают третью шлюпку с 41 пассажиром и 24 свободными местами. Запущена сигнальная ракета. Вскоре спускают четвёртую шлюпку, в которой осталось 37 свободных мест. С правого борта спускают пятую шлюпку, с двадцатью пятью местами. Суматоха в шлюпках плохо поддаётся контролю со стороны стюардов и матросов, сидящих на вёслах. В восьмой шлюпке два весла вылетают за борт. Капитан Смит приказал командовавшим шлюпками держать курс на огни корабля, замеченного в двух морских милях от «Титаника».

01:20

Носовая часть «Титаника» уже наполовину залита водой. Носовая палуба полностью, за исключением носовой мачты, скрылась под водой. Вскоре под водой исчезла и прогулочная палуба 3 класса. В носовой части лайнера уже было 30 000 тонн воды. Взволнованная неумолимо продолжающимся погружением судна, команда ускорила работу, и за полчаса в воду было спущено 11 шлюпок, в некоторые разом набивалось по 70 человек. Постепенно в толпе пассажиров зарождается паника.

01:30

Пятый помощник капитана Гарольд Лоу, управлявший спуском 11-й шлюпки, сделал предупредительный выстрел из пистолета, когда ему показалось, что в шлюпку пытаются запрыгнуть пассажиры с открытой прогулочной палубы. Пуля никого не задела, но паника только усилилась.

В это время у противоположного борта шлюпка номер 12 при спуске чуть не опрокинулась и отъехала под шлюпку номер 13. И лишь когда верхняя шлюпка уже задевала головы людей в нижней, матросам удалось отодвинуть ее от борта.

01:35

Первый помощник Уильям Мердок стреляет над головами нескольких мужчин, самовольно прыгнувших в полупустую пятнадцатую шлюпку, и отгоняет их оттуда. Однако перед самым спуском в эту шлюпку садится лорд Джозеф Брюс Исмей и 26 мест вновь остаются незанятыми.

01:40

На «Карпатии» все уже было готово к приемке спасшихся пассажиров с «Титаника». Тем временем на «Титанике» со шлюпочной палубы взлетела последняя сигнальная ракета. Радисты Брайд и Филлипс продолжают передавать сигнал бедствия. Огни таинственного корабля, к которому направлялись шлюпки, исчезли.

01:45

За борт спускают семнадцатую шлюпку. В это время около 500 пассажиров «Титаника» всё ещё оставались на нижних палубах — некоторые до сих пор оставались в неведении о крушении, другие же не могли найти выход наверх.

02:00

Второй помощник Чарльз Лайтоллер и первый помощник Уильям Мердок сделали ещё несколько выстрелов, чтобы прогнать нескольких кочегаров и пассажиров, самовольно запрыгнувших в последнюю шлюпку. К концу спуска шлюпок вышло, что только 4 из 18 были полностью заняты.

02:05

Носовая часть шлюпочной палубы начала уходить под воду. Капитан Смит зашёл к радистам и приказал им позаботиться о спасении собственной жизни. Некоторые члены экипажа смирились с гибелью — например, конструктор «Титаника» Томас Эндрюс остался в курительном салоне 1-го класса. Капитанский мостик скрылся под водой.

02:10

Лайнер внезапно вздрогнул, двинулся вперёд и начал быстро уходить под воду. Упала первая дымовая труба. Корма начала задираться вверх. Судовой оркестр Уоллеса Хартли заиграл мелодию хорала «Ближе, Господь, к Тебе».

02:13

Корпус «Титаника» встал под углом в 40 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки, скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

02:15

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

02:17

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

02:18

Корпус судна начал разламываться между третьей и четвёртой трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду и обе трубы.

02:20

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов) и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки. Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке D

02:29

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна[1][неавторитетный источник?].

02:56

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно на скорости около 4 миль в час[1].

03:00

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

04:10

До места катастрофы добирается «Карпатия» и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

  1. ↑ Causes and Effects of the Rapid Sinking of the Titanic.

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot's Perspective.. — Breakwater Books, Limited, 2002. — 198 p. — Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts. — Dover Pubns, 1998. — Текст для ознакомления
  • Robert Gannon What Really Sank the Titanic?. — Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). — P. 49—55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ридерз Дайджест "Как это было на самом деле?"

Ссылки

  • Хронология кораблекрушения
  • Уильям Мэрдок: первый помощник капитана "Титаника"
В Викитеке есть тексты по теме
RMS Titanic


Хронология гибели «Титаника».

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06