Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Цветной слух

13-08-2023

Цветной слух — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Синестетиками в музыке были, например, Скрябин[1][2], Римский-Корсаков[3][4] и Мессиан, из наших современников — нем. Thomas Köner, или недавно погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с применением светомузыки.

В этом случае речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Существует также музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра. В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей[5]. В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.

Таким образом, следует различать зрительное восприятие, образность мышления и цветной слух: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов — обладателей такого звука — довольно неприятное и трудно контролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму. Французский психолог Теодюль Рибо (18391916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны. Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию»[6][7]. Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются главным образом «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций[8][9][10][11][12].

См. также

Примечания

  1. Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // Музыкальный современник. Петроград, 1916, Вып. 4-5, с. 169—175
  2. Был ли Скрябин синестетом?
  3. Ястребцев В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета, 1908, № 39-40, с. 842—845.
  4. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова
  5. Метод графических представлений как средство развития музыкального слуха. Микрохроматический слух. «Цветной» слух // Internationales Symposium «Musikalische Fruherziehung in Wien», ноябрь 1990 (пер. с немецкого)
  6. Рибо Т. Творческое воображение. — Спб., 1901, c. 23-39.
  7. Анализ воображения, эмоциональный фактор
  8. VIVOS VOCO: «Цветной слух»: чудо или юдо?
  9. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — Москва: Знание, 1982.
  10. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). — Казань: КГУ, 1987.
  11. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве. // Художник и философия цвета в искусстве (тезизы международной конференции). — Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1997, с. 75-77.
  12. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки — языки искусства (тезизы IV международной конференции «Нелинейный мир»). — Москва, 1999, с. 27.


Цветной слух.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06