10-09-2023
Чагатай (Джагатай) (1185—1242) — монгольский государь, второй сын Чингис-хана и Бортэ. Ещё при жизни своего отца он слыл лучшим знатоком Ясы и высшим авторитетом во всех вопросах, связанных с законами и обычаями. Потомки Чагатая правили в Средней Азии в XIII—XIV веках.
Содержание |
Как и его братья, Чагатай принимал участие в походах своего отца против империи Цзинь (1211—1215) и против Хорезма (1219—1224). Столица хорезмшаха, Гургандж (ныне Кёнеургенч) был осаждён тремя царевичами — Джучи, Чагатаем и Угэдэем — и взят в сафаре 618 года хиджры (27 марта — 24 апреля 1221 г.). В том же году под Бамианом пал старший сын Чагатая Мутугэн. После битвы на Инде (согласно Нисави, в среду 9 шавваля 618 г. х., вероятно, 24 ноября 1221 г.) Чагатаю было поручено преследование хорезмшаха Джелал ад-Дина, вследствие чего зиму 1221/1222 г. он провёл в Индии. Когда Чингис-хан предпринял свой последний поход (против Тангута, 1225—1227), Чагатай остался в Монголии в качестве начальника оставленных там войск. После смерти своего отца Чагатай больше не участвовал походах. Как старший сын умершего властителя (его брат Джучи умер ещё раньше отца) он пользовался большим авторитетом. В 1229 году он вместе со своим дядей Тэмугэ-отчигином стоял во главе царевичей, провозгласивших государем Угэдэя, которого Чингис-хан избрал своим наследником. В качестве знатока и хранителя закона он во всей империи обладал такой властью, которой должен был подчиняться даже сам великий хан Угэдэй. В эти годы он, по-видимому, находился то в Монголии при дворе своего брата, то в назначенном ему еще Чингис-ханом уделе, где у него была собственная ставка.
Как у всех монгольских государей, у Чагатая была особая ставка (орду) для зимы и для лета. Джувейни называет его зимнюю резиденцию Мераузик-Ила, летнюю резиденцию — Куяш; обе они находились в долине реки Или. Ставка, упомянутая китайцем Чан-чунем, находилась к югу от Или. Так как этот путешественник был здесь в мае 1223 года, то, вероятно, имеется в виду летняя ставка. Ставка преемников Чагатая называется у того же Джувейни и у других авторов Улуг-Иф (быть может, следует читать Улуг-Ик).
Чагатай получил от своего отца все земли от страны уйгуров на востоке до Бухары и Самарканда на западе; однако не следует представлять себе эти земли как единое государство, управляемое из долины Или и лишь косвенно подчиненное великому хану, находившемуся в Монголии. Повсюду, даже в самой долине Или, остались существовавшие до монголов местные династии. Об отношениях этих династий к монгольским государям нам ничего точно неизвестно; столь же скудны известия о том, какие суверенные права мог требовать для себя находившийся в Или двор от великих ханов и их представителей. Во всяком случае, культурные области Средней Азии управлялись не от имени Чагатая, а от имени великого хана. В рассказе о подавлении восстания Махмуда Тараби 636 г. х./1238—1239 гг. в Бухаре Чагатай не упоминается. Правителем Мавераннахра в то время был назначенный великим ханом Махмуд Ялавач, хорезмиец по происхождению, резиденция которого была в Ходженде. Даже начальники монгольских войск в Мавераннахре назначались великим ханом. Когда вскоре после того Чагатай самовольно сместил наместника Махмуда Ялавача, он был за это призван к ответу своим братом и должен был признать незаконность своего образа действий. Угэдэй удовлетворился этим и передал страну своему брату в качестве удела (инджу); однако тем самым государственно-правовое положение страны не изменилось. В последние годы царствования Угэдэя, как и позднее, при Мункэ, все культурные области от китайской границы до Бухары управлялись от имени великого хана Мас’уд-беком, сыном Махмуда Ялавача.
Неизвестно, в какой степени наряду с представителем великого хана принимал участие в управлении страной мусульманский министр Чагатая, Кутб ад-Дин Хабаш-Амид. Согласно Рашид ад-Дину, этот министр происходил из Отрара, согласно Джемалю Карши — из Кермине, и, как и многие другие мусульманские сановники того времени, выдвинулся при монголах как богатый купец. Каждый из сыновей Чагатая получил себе в товарищи сына Хабаш-Амида.
По отношению к исламу Чагатай был настроен неблагосклонно. К нарушениям монгольского закона, которые преследовались им с неумолимой жестокостью, относилось и исполнение некоторых предписаний ислама. У монголов было запрещено при убиении животных перерезать им горло, как предписывалось шариатом; столь же часто нарушали мусульмане при своих омовениях запрещение вступать в текущую воду. Жестокость, с которой такие проступки карались Чагатаем, сделала его имя ненавистным всем мусульманам. По поводу его смерти поэт Седид А’вар сказал: «Тот человек, из страха перед которым никто не вступал в воду, теперь сам утонул в широком океане [смерти]». Его мусульманский министр также не пользовался репутацией благочестивого человека. Сообщают, что по его наущению Чагатай в 626 г. х./1228—1229 г. казнил шейха Абу Я’куба Юсуфа Секкаки. Кроме того, до нас дошло стихотворение шейха Сейф ад-Дина Бахарзи (ум. 20 октября 1261 г.), в котором Хабаш-Амид осыпается упреками. Возможно, что только из-за своей вражды к исламу Чагатай слыл другом христиан. Согласно легенде, сообщаемой Марко Поло, он даже сам будто бы принял крещение, что не подтверждается никакими другими известиями.
Чагатай лишь на несколько месяцев пережил своего брата Угэдэя, умершего 11 декабря 1241 г.; его смерть, следовательно, приходится на 1242 год. Его врачи, министр китайского происхождения и мусульманский придворный врач Меджд ад-Дин, были казнены за то, что им не удалось сохранить жизнь своего государя. Хабаш-Амид умер на много лет позже своего хана, в шаабане 658 г. х. (между 12 июля и 9 августа 1260 г.).
Из всех сыновей Чингис-хана Чагатай был единственным, имя которого перешло к его династии и основанному этой династией государству. Тюркские или тюркизированные кочевники в Мавераннахре и в XV веке, когда там уже давно не было династии, происходившей от Чагатая, всё ещё называли себя «чагатаями». В XIV в. группу племен известных как джалаиры, барласы, каучины, арлаты, кунграты, мангыты и др., расселившуюся главным образом, на территории улуса Чагатая называли Чагатаями. Это были кочевники-скотоводы, среди которых ещё сильны были патриархально-родовые отношения. Постепенно они воспринимали хозяйственно-культурные традиции оседлого населения. Основная масса вновь пришедших племен достаточно быстро восприняла диалект оседлой части тюркоязычного населения. В XV в. термин «чагатаи» приобрел более широкий смысл. Он начал применяться не только по отношению к племенам, пришедшим в период монгольского завоевания; так стали именовать все тюркское население Мавераннахра, включая и ранее пришедшие племена (например, карлуков) (Народы Средней Азии и Казахстана, М.,1962, с.171). То же имя носит до сих пор восточнотюркский литературный язык, сложившийся лишь при Тимуридах.
Это заготовка статьи о Монгольской империи. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о монархе, династии или её представителе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о политическом деятеле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Чингисхан | ||
---|---|---|
События | введение Ясы · основание Монгольской империи · война с чжурчжэнями · завоевание Средней Азии · основание Каракорума · завоевание Си Ся · погребение | |
Сподвижники | Боорчу · Борохул · Джебе · Джелме · Елюй Чуцай · Мухали · Чилаун · Сорган-Шира · Субэдэй · Шихи-Хутаг | |
Семья |
борджигины · олхонуты I Есугей · Оэлун (родители) · Хасар · Хачиун · Тэмуге (братья) · Бектер · Бельгутей (сводные братья) · Джамуха (побратим) |
|
Места | Делюн-Болдок · Онон · Цонжин-Болдог · Бурхан-Халдун · Богд-Хан-Уул · Орхон · Их-Хориг · Гробница Чингисхана в Ордосе | |
Образ | «Завоеватель» (1956) · «Чингисхан» (1965) · «Чингисхан» (1987) · «Чингисхан» (1992) · «Чингисхан» (2004) · «Чингисхан» (2006) · «Чингиз-хан. На край земли и моря» (2007) · «Монгол» (2007) · «Нельзя умирать, Чингисхан» (2008) · «Тайна Чингис Хаана» (2009) |
Чагатай.