Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Чамы

17-10-2023

Тямы

Тямы-мусульмане в Камбодже
Современный ареал расселения и численность

Всего: 500 тыс. чел
 Камбоджа — 317 000 чел.
 Вьетнам — 127 000 чел.
 Лаос — 15 000 чел.
 Малайзия — 10 000 чел.
 Таиланд — 4000 чел.
 США — 3000 чел.
 Франция — 1000 чел.

Язык

чамские языки

Религия

Ислам суннитского толка, малая часть ислам шиитского толка, индуизм, буддизм

Тя́мы (чамы) (вьетн. người Chăm или người Chàm) — народ во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде, общей численностью 500 тыс. чел (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи. По вере тямы мусульмане-сунниты, малая часть исповедует шиизм, индуизм и буддизм.

Содержание

Ареал расселения

Во Вьетнаме тямы населяют долины в районе Фанранг-Тхапчама (провинция Ниньтхуан), Фанри, Туйфона, равнины провинции Фантхьет, численность — 127 тыс. В Камбодже они живут вдоль дороги от Тайниня до Кампонгтяма, 317 тыс. чел. В Таиланде — 4000.

Происхождение

Вопрос о происхождении тямов не решён. Существуют две версии. Или это остатки автохтонного населения, занимавшего более широкий ареал, или это — пришельцы из Индонезии. По языку они близки малайцам, индонезийцам, австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам. Считается, что вьеты, их ближайшие соседи, оттеснили их из центра на юг страны. В Камбодже живут переселенцы из Вьетнама.

История

Предположительно тямы связаны с культурой Са-Хюинь, существовавшей на территории Вьетнама и Лаоса в 1000—200 гг. до н. э.

Наиболее значительная страница истории тямов — существование в древности сильного государства Чампа (Тямпа); синонимы — Линьи, Ламап (7 в.), Хуанван, Хоангвыонгкуок (8 в.), Чжаньчэн, Тиемтхань (11 в.). В тот период оно было проводником индийской культуры в здешнем регионе. Чампа вела войны с родственными народами горных тямов, которые в последующий период, напротив, стали его опорой. Позже тямы воевали с соседними вьетами и кхмерами, а также с монголами. Государство обладало высокой культурой и собственной оригинальной письменностью. В 15 в. большая часть государства была захвачена вьетнамцами, однако тямское княжеств Падуранга существовало вплоть до начала 19 в.

В годы правления в Камбодже «красных кхмеров» тямы в Камбодже были почти полностью уничтожены, поскольку все они являлись мусульманами; формальным поводом к геноциду стало то, что незнание кхмерского языка было объявлено преступлением.

Хозяйство и быт

Основа хозяйства — поливное рисосеяние, но разводят также коз, кур, уток. Распространено рыболовство. В прошлом тямы были опытными мореходами, теперь ограничиваются речной и прибрежной ловлей рыбы. В земледелии используется буйвол. Как и у вьетов, буйвол — рабочее животное, его мясо в пищу не употребляется.

Селения тямы строят чаще всего вдоль рек, придерживаются линейной планировки, деревни насчитывают до 300 домов. Традиционный дом чаще свайный, с четырёхскатной крышей, которая кроется соломой или черепицей. Стены обшиваются досками. Окна — круглые. Внутри дом делится на 4-5 комнат перегородками, из них 2-3 комнаты для женщин. Кухня и другие хозяйственные постройки — отдельно. Из вещей в доме находятся стол, топчан, ткацкий станок, веретено, посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности. В зажиточных семьях есть европейская мебель. Вход обычно один — с фасада.

Ремесла не уступают вьетским. Изготовляют хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Саронги тямов покупают вьеты и кхмеры. В рыбной ловле применяют сети (лыой тха). Торгуют также копчёной рыбой. Одежда традиционная — саронг, сверху — узкий халат с рукавами, на голове — тюрбан, у женщин. Перенимают вьетские фасоны. Женщины носят стеклянные украшения, причесок не делают, предпочитают свободно распускать волосы. Мужчины носят усы и бороды, волосы собирают на затылке в пучок. Пища тямов не отличается от вьетской. Это — рис, овощи, рыба и мясо с приправами.

Социальные отношения

Тямы отличаются чувством национального единства и поддерживают обычаи взаимопомощи. Западные тямы сохраняют матриархат. В большой семье главной фигурой является бабушка. Родство считается по матери, наследство передается женщине, жениха выбирает невеста. У восточных тямов — наоборот, патриархат, родство считается по отцу, наследство переходит от отца к сыну. Нередки случаи многожёнства (полигиния).

Искусство и культура

Тямы исповедуют ислам и брахманизм. У брахманистов почитается Бхагавати, супруга Шивы, в честь неё построен храм в Нячанге. Существуют пережитки анимизма: вера в духов, различные табу, обряд почитания духа земли.

Наиболее яркой частью культурного наследия чамов являются индуистские храмы. Архитектурные памятники сохраняются в провинции Куангнам (храмы Чакьеу, Мишон, Донгзыонг), Нячанг (тямские башни Понагар), в провинциях Ниньтхуан и Биньтхуан (башни Поклонгарай и Пороме). Стиль сходен со стилем строений Индии и Индонезии. Богато поэтическое, песенное, танцевальное наследие. Известные произведения — несколько хикаятов (акаятов), предания о герое Че Бонг Нга, поэмы Чам-Бани, Бани-Чам. Танцы ритуального происхождения, например, женский танец вееров, мужской танец огня. В культуре тямы оказали и оказывают заметное влияние на вьетов.

Тямы горные

Тямы горные — группа народов, родственных тямам по языку и происхождению. Населяют плато Контум на юге Вьетнама. Общая численность — 500 тыс. человек. В древности у них была теократия. Это — зярай (джарай, 160 тыс.), эде (148 тыс.), хрой (10 тыс.), раглай и тюру (15 тыс.).

Занятие — подсечно-огневое земледелие, охота, отлов и приручение слонов, речное рыболовство и собирательство.

В культуре имеют много общего с тямами.

См. также

Литература

  • Народы Юго-Восточной Азии, этнографические очерки, под редакцией А. А. Губера и др. М.-1966.
  • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М.,1998.


Чамы.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06