Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Черкассы (тральщик)

06-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Черкассы
Черкаси (U311)
Тральщик «Черкассы» в Новоозёрном
Служба: СССР СССР
Название Разведчик (С-950)
Класс и тип судна морской тральщик проекта 266-М
Организация Черноморский флот ВМФ СССР
Изготовитель Средне-Невский судостроительный завод
Строительство начато 1975
Спущен на воду 1976
Введён в эксплуатацию 10 июня 1997
Выведен из состава флота 25 июля 1997
Статус передан ВМС Украины
Служба: Украина Украина
Название Черкассы (U311)
Оригинальное название Черкаси
Класс и тип судна морской тральщик проекта 266-М
Порт приписки Новоозёрное
Организация Военно-морские силы Украины
Изготовитель Средне-Невский судостроительный завод
Введён в эксплуатацию 25 июля 1997
Выведен из состава флота 25 марта 2014
Статус под контролем РФ.[1][2]
Основные характеристики
Водоизмещение 735 т (нормальное)
790 т (полное)
Длина 61,2 м
Ширина 10,2 м
Осадка 3,45 м
Двигатели 2 дизеля М-503Б и 2 дизель-генератора (ДГ-200 и ДГ-100)
Мощность 5 тысяч л.с. (дизели) + 300 кВт (генераторы)
Движитель 2 винта фиксированного хода
Скорость хода 16 узлов (полная)
12 узлов (экономичная)
Дальность плавания 1500 миль при 12 узлах
Автономность плавания 10 суток запаса провизии
Экипаж 68 человек (6 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Лань»
Радиоэлектронное вооружение РЛС управления огнём «Рысь»
Артиллерия 2 x 2 30-мм АК-230М (2 тысячи патронов)
2 x 2 25-мм 2М-3М (2 тысячи патронов)
Ракетное вооружение 2 x 4 ПУ ПЗРК МТУ-4 «Стрела-3» (20 ракет 9К32)
Противолодочное вооружение 2 x 5 252-мм РБУ-1200 (30 РГБ-12)
бомбомёт на 10 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение Быстроходный контактный трал БКТ
Электромагнитный трал ТЭМ-3
Акустический трал АТ-3
Трал Ш-3
Изображения на Викискладе

Черкассы (укр. Черкаси U-311) — морской тральщик проекта 266-М (шифр «Аквамарин», англ. Natya class по классификации НАТО), корабль противоминной обороны морской зоны Черноморского флота ВМФ России. В составе Черноморского флота ВМФ СССР носил название «Разведчик» и имел бортовой номер С-950, в составе ВМС Украины назывался с 1997 года «Черкассы».

Особенности проекта

Проект 266-М — это модернизация тральщиков проекта 266, которые занимались решением задач противоминной обороны групп боевых кораблей, конвоев, отдельных кораблей и судов в морской и ближней океанской зонах путём поиска и обнаружения морских якорных и донных мин, их траления и уничтожения. Помимо этого, эти корабли были приспособлены для установления активных и оборонительных минных заграждений. В результате эксплуатации тральщиков проекта 266 был выявлен ряд недостатков по сравнению с аналогичными кораблями иностранного производства: в частности, отсутствие средств гидроакустического поиска донных мин и недостаточные мореходные качества. Поскольку в 1960-х появились новые образцы корабельного вооружения и специального оборудования, то возникла необходимость в модернизации проекта.

В 1965 году тактико-техническое задание на разработку нового проекта тральщиков получило Западное проектно-конструкторское бюро. Новый проект отличался от предшественника более совершенным противоминным вооружением: вместо электромагнитного трала был оснащен глубоководным тралом с аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, буксируемых телевизионным и комплексным искателями мин, гидроакустической станцией «Мезень», которая обеспечивает обнаружение донных мин. Устройство в кормовой части корабля обеспечило механизацию постановки и выборки тралов. Использование современных маломагнитных материалов корпуса и современных на то время конструктивных решений при проектировании двигательной установки позволили снизить до минимума собственные акустические поля корабля. Кроме того, на новых тральщиках устанавливались средства ПЛО — две РБУ-1200[3][4].

Тральщики проекта 266М строились на Средне-Невском и Хабаровском судостроительных заводах в 19701978 годах. Всего был построен 31 тральщик данного типа[5].

История корабля

Начало службы

Тральщик «Разведчик» с заводским номером C-950 заложен в 1975 году на стапелях Средне-Невского судостроительного завода и спущен на воду через год. Зачислен в списки ВМФ СССР 10 июня 1977 в состав Черноморского флота[5]. С 1977 по 1988 годы участвовал в боевых тралениях в Персидском заливе, Суэцком канале, Красном и Средиземном морях. Выходил на боевую службу в Атлантический и Индийский океан. С января по август 1990 года им были проведены многочисленные траления опасных районов Красного моря, в том числе 29 проведений тралами и конвоирования 52 гражданских судов в Красном море (из них 11 под обстрелом реактивными снарядами с занятых эритрейцами островов[6].

Бой в Красном море

14 мая 1990 года «Разведчик» под командованием капитан-лейтенанта Виктора Носенко выполнял конвоирование танкера «Интернационал» в Красном море, когда их атаковали четыре катера со 106-мм артустановками. Моряки тральщика открыли заградительный огонь по противнику из кормовой 25-мм артустановки 2М-3М, малой зенитной артиллерии и двух 12,7-мм пулемётов ДШК «Утёс» образца 1943 года с тыльной стороны мостика. В бой также вступили автоматчики группы огневого противодействия. В ходе боя был ранен в ногу гидроакустик, старшина 2 статьи Игорь Швец ведший огонь из ДШК «Утёс». Старшина 1 статьи Александр Невзрачный потопил вражеский катер точным выстрелом. Бой продлился 8 минут, экипаж израсходовал четыре с половиной из шести тонн боезапаса, имевшегося на борту. По результатам боевых служб 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам корабль был награждён Вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество».

В рядах ВМС Украины

25 июля 1997 по договору о разделе Черноморского флота «Разведчик» был передан ВМС Украины де-юре (де-факто передача состоялась 5 августа 1997) и 24 августа 1997 переименован в «Черкассы». Корабль неоднократно участвовал в международных учениях, сборах и походах ВМС Украины, активациях Черноморской военно-морской группы BLACKSEEFOR. Базировался в Новоозёрном (Евпаторийский городской совет). Кораблём командовали за время службы капитаны 3 ранга:

  • Владимир Белоусов
  • Дмитрий Деренский
  • Александр Бойко
  • Алексей Неижпапа
  • Роберт Шагеев
  • Алексей Заец
  • Юрий Федаш (укр.)

Крымский кризис

Во время Крымского кризиса «Черкассы» находились на озере Донузлав. 6 марта 2014 были затоплены на выходе из бухты списанные большой противолодочный корабль «Очаков» и буксировочное судно «Шахтёр» с целью недопущения выхода украинского флота в Одессу. 20 марта после подписания договора о присоединении Республики Крым к Российской Федерации командир 5 бригады надводных кораблей ВМС Украины Виталий Звягинцев, перешедший на сторону России, приказал всем кораблям причалить к берегу[7]. Пять кораблей ВМС Украины — «Винница», «Константин Ольшанский», «Кировоград», «Черкассы» и «Чернигов» — вышли на середину Донузлава с целью предотвращения своего захвата[8].

Тральщик «Черкассы» попытался несколько раз предпринять попытку прорваться из Донузлава: первая состоялась 21 марта, когда швартовыми тросами моряки пытались оттащить один из затопленных кораблей, но мощность им не хватило. Командир корабля, капитан 3 ранга Юрий Федаш безуспешно просил о помощи моряков с тральщика «Чернигов», а в тот же день с «Черкасс» сошли два офицера, мичман и девять человек личного состава[9], взамен которых поднялись на борт трое моряков с тральщика «Чернигов»[10]. «Черкассы» продолжили держать оборону[11], а 23 марта Федаш подтвердил, что у него сохраняется связь с командованием[12]: очередная попытка обойти два затопленных корабля закончилась тем, что «Черкассы» уткнулись в буксирное судно, с которого предпринимались попытки высадиться на борт. Носовая часть тральщика оказалась на мели после столкновения с одним из катеров[13]. В ночь с 25 на 26 марта тральщик «Черкассы» всё же перешёл под контроль ВМФ России, несмотря на попытки маневрирования[14]: штурм, согласно некоторым свидетелям, состоялся с использованием светошумовых гранат и огнестрельного оружия[15], хотя никто не пострадал[16]. Российские моряки заняли тральщик с помощью двух вертолётов Ми-35 и трёх катеров[17]. Штурм тральщика прошёл меньше чем за 2 часа, однако механизмы управления были повреждены настолько, что пришлось оттянуть «Черкассы» к причалу [18]. Экипаж покинул корабль на следующий день, уйдя на материковую Украину. Последним с корабля сошёл командир Юрий Федаш (укр.): Черкасский городской совет в знак благодарности Федашу за действия во время блокады присвоил тому звание почётного гражданина Черкасс[19]. По состоянию на 2016 год находится под контролем РФ.[1][2]

Примечания

  1. ↑ ВЗГЛЯД / На создание военного флота у Украины попросту нет денег
  2. ↑ Шаланды, полные шрапнели | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
  3. Морские тральщики проектов 266, 266Э (Yurka), 266М, 266МЭ (Natya), 12660 (Gorya) (рус.). Архивировано из первоисточника 6 июля 2013.
  4. Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин» (рус.).
  5. ↑ Морские тральщики проектов 266М, 266МЭ, 02660, 02668. Russian-Ships.info (рус.). Архивировано из первоисточника 6 июля 2013.
  6. В перечне локальных конфликтов не значится (История участия советских моряков в разминировании Красного моря в 1984 году) Сахончик С. М. (рус.). Архивировано из первоисточника 12 июля 2013.
  7. Военный прокурор Одесского гарнизона открыл уголовные производства в отношении крымских дезертиров: список предателей-офицеров (рус.). Думская.net (13.11.2014). Проверено 18 июня 2015.
  8. Российские военные захватили корветы «Луцк» и «Хмельницкий» (рус.). Segodnya.ua (20.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  9. Командир «Черкасс» рассказал, как украинские корабли сдавались в Донузлаве (рус.). УНИАН (21.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  10. Свернул с пути «Варяга» (рус.). Фонтанка.ру (26.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  11. «Тральщик Черкаси» після спроби прориву зайняв оборону в Донузлаві, «Українська правда», 21.03.2014  (укр.)
  12. Заблокированные в Донузлаве корабли держат связь с Киевом и имеют тайные планы действий (рус.). ТСН (23.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  13. На Донузлаві українські моряки майже вирвалися з російської блокади. «Українська правда», 23.03.2014.  (укр.)
  14. Россияне взяли штурмом последний украинский корабль в Крыму (рус.). Думская.net (25.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  15. Старший матрос украинского корабля «Черкассы»: Захватчики стреляли и бросали гранаты (рус.). Segodnya.ua (26.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  16. В Крыму взят штурмом последний украинский корабль (рус.). Новая газета (26.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  17. Последний корабль ВМС Украины в Крыму взят штурмом под взрывы и песни (рус.). Московский комсомолец (26.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  18. Второй «раздел» Черноморского флота: Украина сохранила 10 кораблей из 61 (рус.). segodnya.ua (26.03.2014). Проверено 18 июня 2015.
  19. Черкаські депутати вирішили присвоїти капітану легендарного тральщика звання почесного громадянина міста  (укр.)

Литература

  • Кузык Б. Н., Никольский В. И., Новичков Н. Н. Военные флоты мира. Справочник. — М.: Национальный центр научно-технической информации, 2005. — 1250 с. — ISBN 5-98384-005-3
  • Заблоцкий В. П., Костриченко В. В. Корабли и суда военно-морских сил Украины (краткий справочник). — Донецк: Украинский культурологический центр, 1998. — 40 с. — ISBN 966-95347-2-0
  • Jane's Fighting Ships 2009—2010. — London: Jane's Information Group, 2009. — ISBN 0-71062-623-1.

Ссылки

Русскоязычные

  • Морской тральщик «Черкассы» ВМС Украины. (рус.). Архивировано из первоисточника 24 августа 2013.
  • Сведения о тральщике «Разведчик» на информационном ресурсе Черноморского флота ВМС России (рус.). Архивировано из первоисточника 24 августа 2013.

Украиноязычные

  • Морський тральщик «Черкаси» готується до активації Blackseafor. УНІАН-Крим. 15.03.2012  (укр.)
  • Міноборони: Український морський тральщик «Черкаси» у складі багатонаціонального з'єднання «Blackseafor» вийшов з румунського порту Констанца і взяв курс на порт Севастополь. Урядовий портал. 17.08.2010  (укр.)
  • YouTube

Черкассы (тральщик).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06