19-10-2023
Чиновничество в Российской империи — описание состояния с чиновниками времен Российской империи.
Чины гражданской службы по Табеле о рангах | ||
---|---|---|
Класс | Чин | Титулование |
I | Канцлер | высокопревосходительство |
II | Действительный тайный советник | |
III | Тайный советник | превосходительство |
IV | Действительный статский советник | |
V | Статский советник | высокородие |
VI | Коллежский советник | высокоблагородие |
VII | Надворный советник | |
VIII | Коллежский асессор | |
IX | Титулярный советник | благородие |
X | Коллежский секретарь | |
XI | Корабельный секретарь | |
XII | Губернский секретарь | |
XIII | Провинциальный секретарь | |
XIV | Коллежский регистратор |
Основы организации чиновничества были заложены Петром I в Табели о рангах. В начале XIX века число чинов сокращается с 14 до 12. Титул распространяется на жен и дочерей чиновников[1]. Кроме классных служащих были низшие служащие, не имевшие чинов (писари, курьеры и т. д.).
На начало XX века должность министра соответствовала чину II класса, его заместителя — III и т. п. Повысить чин было два способа: выслуга лет (3—4 года), причём независимо от наличия вакантных мест; получение определенного ордена (каждый орден мог получить только определенный чин). В связи с этим существовала проблема: рабочих мест было меньше, нежели самих государственных служащих. Хотя с другой стороны, уходили из жизни раньше, чем выслугой лет проходили всю иерархию.
При приёме на службу существовали требования по образованию (кроме детей дворян). Были квоты для приема католиков, а иудеи принимались только с высшим образованием[2]. Не допускались к службе иностранцы (кроме служащих «учебной части», «по горному делу» и т. п.)
В целом, общее количество административных служащих в Российской империи по отношению к численности населения составляло на начало XX века лишь ⅓ от соответствующего показателя во Франции, и ½ — Германии. Множество мелких административных функций, вплоть до сбора податей и призыва рекрутов, возлагались на местное крестьянское самоуправление, которое вообще никак не финансировалось из казны. На уровне крестьянских волостей не существовало абсолютно никаких постоянных представителей центрального правительства.
Внешним выражением принадлежности к государственной службе являлись обязательные мундиры (покупаемые чиновниками за свой счёт), обозначавшие ведомство, должность, род службы, для губернских служащих — также губернию.
Освобождение дворян от обязательной службы привело к массовому их уклонению от государственной службы и уменьшению числа дворян в чиновничестве. К началу XX века доля дворян в чиновничестве составляла уже не более 20—40 %. Однако дворяне сохраняли доминирование в среде высшего чиновничества: во 2-й половине XIX века дворянами являлись 100 % министров, 98,2 % членов Госсовета, 95,4 % сенаторов, 100 % губернаторов, 88,2 % вице-губернаторов, 66,6 % прокуроров[3].
Общая численность российской бюрократии на начало XX века оценивается, вместе с неклассными чинами, в 500 тыс. чел.
Численность чинов | ||
---|---|---|
Год | тыс. | на душу населения |
1800 | 20 | 1/2250 |
1856 | 82,3 | 1/929 |
1874 | 98,8 | нет данных |
1902 | 161 | 1/335 |
Распространённое среди российского чиновничества, раболепие перед начальством было неоднократно высмеяны многими классиками русской литературы: Антоном Чеховым («Толстый и тонкий», «Хамелеон»), Салтыковым-Щедриным («История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), Гоголем («Нос», «Шинель»).
Чиновничество.