Чи́стый строй (нем. reine Stimmung, англ. just intonation, pure intonation) в широком смысле — музыкально-акустический строй, порождаемый акустически «чистыми» интервалами, то есть интервалами, отношения частот звуков которых могут быть выражены отношениями малых натуральных чисел.
Наиболее часто «чистым» называют квинто-терцовый строй, порождённый октавой (2:1), чистой квинтой (3:2) и чистой большой терцией (5:4)[1].
См. также
Примечания
- ↑ Отношения чисел в скобках указывают отношения частот верхнего и нижнего звуков указанных интервалов
Литература
Источники
- Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. Venezia, 1558.
- Mattheson J. Grosse General-Bass-Schule, oder, Der exemplarischen Organisten-Probe zweite, verbesserte und vermehrte Auflage. Hamburg, 1731.
- Euler L. Tentamen novae theoriae musicae. St Petersburg, 1739.
Современные исследования и справки
- Barbour J.M. Tuning and Temperament: a Historical Survey. East Lansing, MI, 1951.
- Groven E. Equal temperament and Pure Tuning. Oslo, 1969.
- Lindley M. Stimmung und Temperatur // Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit = Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F. Zaminer. Bd. VI. Darmstadt, 1987, SS. 109–331.
- Lindley M. Just (pure) intonation (англ.) // New Grove Dictionary of Music and Musicians. — Oxford: Oxford University Press, 2001.
- Rasch R. Tuning and temperament // The Cambridge History of Western Music Theory. Cambridge, 2002, pp. 193-222.
- Волконский А. Основы темперации. Москва, 2002.