Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна) — одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.
Происхождение персонажа
В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит научный способ оживить его. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас:
Чарльз Огл в роли Чудовища Франкенштейна в фильме 1910 года
- «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте». (Перевод З. Александровой)
Чудовище Франкенштейна в культуре
Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом. Однако этот образ не имеет ровным счётом ничего общего с чудовищем из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, а «выращено» из них. Идея с молнией — тоже выдумка кинематографа, в романе доктор Франкенштейн пользовался растворами, находящимися на грани химии и алхимии. И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли не уступал в сообразительности среднему человеку (а быть может, и превосходил): он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает книгу.
В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.
Кинематограф
Художественная литература
- Брайан Олдисс. «Освобождённый Франкенштейн» («Frankenstein Unbound», 1973)[1]
- Теодор Рошак. «Воспоминания Элизабет Франкенштейн» («The Memoirs of Elizabeth Frankenstein», 1996)[2]
- Питер Акройд. «Журнал Виктора Франкенштейна» («The Casebook of Victor Frankenstein», 2009)[3]
- Дин Кунц. «Франкенштейн. Трилогия» («Dean Koontz’s Frankenstein, Book one, Prodigal Son» by Bantam Dell, a Division of Randall House Inc., New York 2005)
- Сьюзан Хейбур ОКиф «Чудовище Франкенштейна» (2011)
Компьютерные и видеоигры
Аналоги в других произведениях
- В романе-фэнтэзи Роджера Желязны и Роберта Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца» для пробуждения спящей красавицы создаётся прекрасный принц, собранный подобно Чудовищу Франкенштейна, причём сама спящая красавица тоже создана по такому же принципу.
- В фильме «Невеста реаниматора» одновременно обыгрывается как идея Чудовища Франкенштейна, так и идея Невесты Франкенштейна.
- Значительное влияние образ Чудовища Франкенштейна оказал на режиссёра Тима Бёртона, который многократно создавал вариации на эту тему. В его раннем короткометражном фильме «Франкенвини» мальчик по имени Виктор Франкенштейн оживляет свою погибшую собаку. Герой фильма «Эдвард Руки-ножницы» — искусственно созданное существо, которому его создатель не успел доделать руки. Один из персонажей мультфильма «Кошмар перед Рождеством» доктор Финкельштейн создаёт из фрагментов мёртвых тел девушку Салли — и т. д.
- Идея создания из неживого живое (Как монстра Франкенштейна) встречается в фильме «Ох, уж эта наука» и его ремейке-сериале «Чудеса науки». Это показывается в начале фильма и в самом первом эпизоде телесериала, где ребят вдохновил на создание женщины кинокартина «Невеста Франкенштейна», и заставка сериала начинается с отрывка из этого кинофильма. А в первой серии 4 сезона, главные герои и вовсе встречаются лично с доктором Франкенштейном и монстром.
- Одна из серий Mermaid Forest, называющаяся «Принцесса Священного Пепла», рассказывает историю маленькой девочки, единственной дочери некроманта, созданной подобно Чудовищу Франкенштейна.
- В манге и аниме «Soul Eater» действует персонаж Франкен Штайн, в образе которого смешаны черты Виктора Франкенштейна и его Монстра (в его кинематографическом воплощении) : Этот персонаж является великим, но сумасшедшим экспериментатором и учёным, постоянно проводящий эксперименты над своими знакомыми. У него необычная внешность (из-за экспериментов над собой) — он покрыт хирургическими шрамами, а в голове у него торчит болт, с помощь которого он контролирует своё безумие.
- В одной из серии сериала «Сверхъестественное», один доктор не создаёт монстра, но открывает путь к бессмертию, используя части других людей. Выглядит он подобно этому монстру.
- В мультсериале «Ферма чудища» одним из главных героев является монстр Франкенсвин — помесь свиньи и Чудовища Франкенштейна. Его создатель — ученый по фамилии Харлофф, что является отсылкой к актеру Борису Карлоффу.
- В эпизоде «Treehouse of Horror XIV» мультсериала «Симпсоны» используется этот образ.
- В фильме «Солдатики» на 62 минуте, использована стилистика создания монстра Франкенштейна.
- В фильме «Музей восковых фигур: затерянные во времени» 1992 года, герои, в одном из измерений встречают барона Франкенштейна и его монстра.
- В многосерийном короткометражном мультфильме «Monster High», одной из главных героинь является Фрэнки Штейн, дочь монстра.
- В книгах Терри Пратчетта серии «Плоский мир» фигурирует «клан Игорей» — людей, которые фактически собирают себя сами из частей умерших родственников. Любой Игорь с уверенностью может сказать, что у него папины руки, глаза деда, дядины ноги.
- В комиксах Marvel вампир-учёный Морбиус оживил убитого борца с преступностью Карателя — Фрэнка Кастла, превратив его в зомби по имени Франкенкастл, для защиты других монстров.
Образ в современной популярной философии
- Марк Роулендс в книге «Философ на краю Вселенной» использует образ Чудовища Франкенштейна для иллюстрации положения философии экзистенциализма о «вброшенности» человека в мир, о том, что «вы вынуждены жить в обстоятельствах, которые не выбирали; с внешностью, от которой с удовольствием бы отказались; со способностями и пристрастиями, которые не в состоянии объяснить».[4]
См. также
Примечания
- ↑ Олдисс, Брайан. «Освобождённый Франкенштейн». — Спб.: Амфора, 2000. — 288 с. — (Серия «Новый век»). — ISBN 5-8301-0142-4.
- ↑ Рошак, Теодор. Воспоминания Элизбет Франкенштейн. — М.: Эксмо, Домино, 2008. — 528 с. — (Серия «Интеллектуальный бестселлер»). — ISBN 978-5-699-30555-1.
- ↑ Акройд, Питер. Журнал Виктора Франкенштейна. — М.: Астрель, Corpus, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-271-27917-1.
- ↑ Роулендс, Марк. Философ на краю Вселенной. НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах. — М.: София, 2005. — С. 20. — ISBN 5-9550-0716-4.
Ссылки
- С. Бережной. «Отягощенные Злом: История темы „Франкенштейна“ в кинематографе XX века»