Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Чудовище Франкенштейна

13-06-2023

Чудовище Франкенштейна
Frankenstein's monster
Борис Карлофф в фильме «Невеста Франкенштейна»
Создатель: Мэри Шелли
Произведения: Франкенштейн, или Современный Прометей
Пол: мужской
Национальность: нет
Раса: монстр
Место жительства: нет
Роль исполняет: Чарльз Огл, Борис Карлофф, Лон Чейни мл., Бела Лугоши, Гленн Стрейндж, Кристофер Ли и другие.

Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна) — одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

Содержание

Происхождение персонажа

В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит научный способ оживить его. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас:

Чарльз Огл в роли Чудовища Франкенштейна в фильме 1910 года
«Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте». (Перевод З. Александровой)

Чудовище Франкенштейна в культуре

Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом. Однако этот образ не имеет ровным счётом ничего общего с чудовищем из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, а «выращено» из них. Идея с молнией — тоже выдумка кинематографа, в романе доктор Франкенштейн пользовался растворами, находящимися на грани химии и алхимии. И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли не уступал в сообразительности среднему человеку (а быть может, и превосходил): он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает книгу.

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.

Кинематограф

Художественная литература

  • Брайан Олдисс. «Освобождённый Франкенштейн» («Frankenstein Unbound», 1973)[1]
  • Теодор Рошак. «Воспоминания Элизабет Франкенштейн» («The Memoirs of Elizabeth Frankenstein», 1996)[2]
  • Питер Акройд. «Журнал Виктора Франкенштейна» («The Casebook of Victor Frankenstein», 2009)[3]
  • Дин Кунц. «Франкенштейн. Трилогия» («Dean Koontz’s Frankenstein, Book one, Prodigal Son» by Bantam Dell, a Division of Randall House Inc., New York 2005)
  • Сьюзан Хейбур ОКиф «Чудовище Франкенштейна» (2011)

Компьютерные и видеоигры

Аналоги в других произведениях

  • В романе-фэнтэзи Роджера Желязны и Роберта Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца» для пробуждения спящей красавицы создаётся прекрасный принц, собранный подобно Чудовищу Франкенштейна, причём сама спящая красавица тоже создана по такому же принципу.
  • В фильме «Невеста реаниматора» одновременно обыгрывается как идея Чудовища Франкенштейна, так и идея Невесты Франкенштейна.
  • Значительное влияние образ Чудовища Франкенштейна оказал на режиссёра Тима Бёртона, который многократно создавал вариации на эту тему. В его раннем короткометражном фильме «Франкенвини» мальчик по имени Виктор Франкенштейн оживляет свою погибшую собаку. Герой фильма «Эдвард Руки-ножницы» — искусственно созданное существо, которому его создатель не успел доделать руки. Один из персонажей мультфильма «Кошмар перед Рождеством» доктор Финкельштейн создаёт из фрагментов мёртвых тел девушку Салли — и т. д.
  • Идея создания из неживого живое (Как монстра Франкенштейна) встречается в фильме «Ох, уж эта наука» и его ремейке-сериале «Чудеса науки». Это показывается в начале фильма и в самом первом эпизоде телесериала, где ребят вдохновил на создание женщины кинокартина «Невеста Франкенштейна», и заставка сериала начинается с отрывка из этого кинофильма. А в первой серии 4 сезона, главные герои и вовсе встречаются лично с доктором Франкенштейном и монстром.
  • Одна из серий Mermaid Forest, называющаяся «Принцесса Священного Пепла», рассказывает историю маленькой девочки, единственной дочери некроманта, созданной подобно Чудовищу Франкенштейна.
  • В манге и аниме «Soul Eater» действует персонаж Франкен Штайн, в образе которого смешаны черты Виктора Франкенштейна и его Монстра (в его кинематографическом воплощении) : Этот персонаж является великим, но сумасшедшим экспериментатором и учёным, постоянно проводящий эксперименты над своими знакомыми. У него необычная внешность (из-за экспериментов над собой) — он покрыт хирургическими шрамами, а в голове у него торчит болт, с помощь которого он контролирует своё безумие.
  • В одной из серии сериала «Сверхъестественное», один доктор не создаёт монстра, но открывает путь к бессмертию, используя части других людей. Выглядит он подобно этому монстру.
  • В мультсериале «Ферма чудища» одним из главных героев является монстр Франкенсвин — помесь свиньи и Чудовища Франкенштейна. Его создатель — ученый по фамилии Харлофф, что является отсылкой к актеру Борису Карлоффу.
  • В эпизоде «Treehouse of Horror XIV» мультсериала «Симпсоны» используется этот образ.
  • В фильме «Солдатики» на 62 минуте, использована стилистика создания монстра Франкенштейна.
  • В фильме «Музей восковых фигур: затерянные во времени» 1992 года, герои, в одном из измерений встречают барона Франкенштейна и его монстра.
  • В многосерийном короткометражном мультфильме «Monster High», одной из главных героинь является Фрэнки Штейн, дочь монстра.
  • В книгах Терри Пратчетта серии «Плоский мир» фигурирует «клан Игорей» — людей, которые фактически собирают себя сами из частей умерших родственников. Любой Игорь с уверенностью может сказать, что у него папины руки, глаза деда, дядины ноги.
  • В комиксах Marvel вампир-учёный Морбиус оживил убитого борца с преступностью Карателя — Фрэнка Кастла, превратив его в зомби по имени Франкенкастл, для защиты других монстров.


Образ в современной популярной философии

  • Марк Роулендс в книге «Философ на краю Вселенной» использует образ Чудовища Франкенштейна для иллюстрации положения философии экзистенциализма о «вброшенности» человека в мир, о том, что «вы вынуждены жить в обстоятельствах, которые не выбирали; с внешностью, от которой с удовольствием бы отказались; со способностями и пристрастиями, которые не в состоянии объяснить».[4]

См. также

Примечания

  1. Олдисс, Брайан. «Освобождённый Франкенштейн». — Спб.: Амфора, 2000. — 288 с. — (Серия «Новый век»). — ISBN 5-8301-0142-4.
  2. Рошак, Теодор. Воспоминания Элизбет Франкенштейн. — М.: Эксмо, Домино, 2008. — 528 с. — (Серия «Интеллектуальный бестселлер»). — ISBN 978-5-699-30555-1.
  3. Акройд, Питер. Журнал Виктора Франкенштейна. — М.: Астрель, Corpus, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-271-27917-1.
  4. Роулендс, Марк. Философ на краю Вселенной. НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах. — М.: София, 2005. — С. 20. — ISBN 5-9550-0716-4.

Ссылки

  • С. Бережной. «Отягощенные Злом: История темы „Франкенштейна“ в кинематографе XX века»

Чудовище Франкенштейна.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06