15-10-2023
Чёрная метка | ||||
Студийный альбом Алисы | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан | ||||
Жанры | ||||
Длительность |
? |
|||
Продюсер |
Heartbeat studio |
|||
Страна | ||||
Язык песен | ||||
Лейбл | ||||
Хронология Алисы | ||||
|
«Чёрная ме́тка» — седьмой студийный альбом группы Алиса, выпущенный на лейбле Moroz Records в 1994 году.
Альбом посвящён памяти гитариста Игоря Чумычкина, покончившего с собой в апреле 1993 года. В Чёрную метку вошло четыре написанных им песни: «Паскуда», «То ли про Любовь, то ли про Беду» (музыка и слова гитариста); «Чёрная метка» и «Белая невеста» (музыка).
Альбом стал первым опытом работы группы с немецкими звукоинженерами, что после 2003 года вошло в традицию.
На три песни с Чёрной метки были сняты видеоклипы: «Атеист», «Белая Невеста» и «Паскуда».
Содержание |
12 апреля 1993 года из-за наркотиков погиб ведущий гитарист[1] Алисы Игорь «Чума» Чумычкин[2]. Чумычкин покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры. Остальные участники группы тяжело переживали эту потерю, и после выступления в память об Игоре в ноябре Алиса почти на год прекратила концертную деятельность, возобновив её только в 1994 году[3].
Клавишник Андрей Королёв после смерти друга, с которым он был знаком ещё с армии, покинул группу[4]. Музыкант считал, что оставшись, он предаст память Игоря[4]. Известно, что, закончив музыкальную карьеру, Андрей трудился в православном храме, а в 2009 году Константин Кинчев сказал, что он занимает пост священника в Белгороде[5].
Так участники группы Алиса остались вчетвером: Константин Кинчев, Андрей Шаталин, Пётр Самойлов и Михаил Нефёдов. Долгое время они не брали на место Игоря Чумычкина нового музыканта, и Константин Кинчев сам стал играть на гитаре. Позже в качестве гитариста в группе появился участник Коррозии Металла Сергей «Боров» Высокосов, совместивший работу в этих двух коллективах.
Боров дружил с Игорем Чумычкиным, вместе они создали проект, в котором также участвовал басист Денис Канов, работавший в Алисе техником. В их совместных сессиях в 1993 году родились песни «Паскуда» и «Чёрная Метка», которые после того как погиб Чумычкин музыканты передали Кинчеву, чтобы тот сделал диск в память об Игоре[6]. Лидер группы Алиса предложил Борову сотрудничество, и он согласился. Фамилия Сергея указана на обложке альбома напротив надписей «гитара» и «голос»[7]. Также полтора года Высокосов совмещал выступления на концертах Коррозии Металла и Алисы, переезжая из одного города в другой[6]. Музыканта можно увидеть в клипах «Паскуда» и «Атеист».
В общей сложности работа над альбомом длилась около восьми месяцев[8]. Началась она на студии «Видеофильма», но однажды, придя туда, музыканты увидели, что помещение опечатывают[9]. Тогда запись продолжилась на студии «Эс-Эн-Си». Алиса не укладывалась в расписание, и музыкантам приходилось всё делать ночью, в то время, когда другие группы отдыхали[9]. Заканчивали запись на студии Весёлых ребят, а сводить альбом участники группы поехали в Германию[9].
Во второй части фильма «Rock-n-Roll — это не работа» есть несколько минут, посвящённых сведению альбома Чёрная метка на студии Heartbeat Studio в Кёльне. Константин Кинчев показывает студию, комнату, где живут музыканты и говорит, что немецкие звукорежиссёры — «каторжане, потому что они впахивают так, как работает никто, за что им огромное спасибо, потому что тот материал, который мы записали, ни в какие ворота по европейским стандартам. Но это не беда, я думаю, в следующий раз мы запишем намного лучше». Немцы Тим Букту и Маркус по пятнадцать часов в день занимались альбомом Алисы. Участники группы приехали в Германию уставшие после записи, и благодаря трудолюбивым звукорежиссёрам, которые делали всё сами, позволяя музыкантам отдыхать, купаться на пляже и загорать, они смогли подтянуть своё недавно расшатанное здоровье[9][10].
Презентация альбома состоялась 16 апреля 1994 года в ДК Горбунова и была совмещена с празднованием 10-летия группы[11]. После «Метка-тура» по России в поддержку альбома у группы остались долги перед издателем, и для того, чтобы их оплатить был выпущен альбом «Алиса на Шаболовке» (Прямой эфир в «Программе А» (РТР), январь 1995 года)[12].
Содержание альбома отразилось и на теле Константина Кинчева. В совместном интервью с группой «Ва-Банк» (1994 год, Минск) музыкант рассказал о своей татуировке: на одной из рук изображены восемь пляшущих шутов, а на другой — девятый, который зажигает огонь. Все девять шутов символизируют девять песен с альбома «Чёрная метка».
№ | Название | Автор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Чёрная метка» | Игорь Чумычкин, Константин Кинчев | 6:34 |
2. | «Паскуда» | Игорь Чумычкин | 5:53 |
3. | «Чёрная Rock’n’Roll мама» | Андрей Шаталин, Константин Кинчев | 4:51 |
4. | «Белая невеста» | Игорь Чумычкин, Константин Кинчев | 5:00 |
5. | «Дурак» | Константин Кинчев | 8:39 |
6. | «Жги-гуляй» | Пётр Самойлов, Константин Кинчев | 3:16 |
7. | «Атеист» | Андрей Шаталин, Константин Кинчев | 2:48 |
8. | «Умереть молодым» | Андрей Шаталин, Константин Кинчев | 5:06 |
9. | «То ли про Любовь, то ли про Беду» | Игорь Чумычкин | 7:12 |
Константин Кинчев: «Атеист показан таким, каким он и является — безбожником, соответственно упивающимся собственной значимостью. Я же, как автор, всего лишь задаю вопрос: „Но всегда ли тот прав, у кого больше прав?“. А за права бьются, как правило безбожники, люди верующие правам предпочитают обязанности. Так что крамолы в песне „Атеист“ я не вижу»[19].
Над оформлением альбома работала уфимская студия «Муха».[20]
На лицевой стороне обложки альбома изображено лицо шута, смотрящего через отверстия в ладонях. Константин Кинчев прокомментировал, что оно символизирует название альбома Чёрная метка, а в самом названии кроется нечто глубокое[21].
На обратной стороне обложки под списком композиции можно увидеть Константина Кинчева, Петра Самойлова, Андрея Шаталина и Михаила Нефёдова, держащих в руках «чёрную метку»-медиатр. Перед ними стоит девочка в платье — «белая невеста», которая также протягивает в своей руке чёрный плектр.
Здесь же, на студии «Муха», родилась идея нарисовать комиксы с участием музыкантов Алисы во главе с Константином Кинчевым.[22] Так на свет появилась фэнтезийная сага в трёх частях: «Чёрная метка», «Для тех, кто свалился с Луны» и «Земля».
По сюжету «Чёрной метки» Константин Кинчев отправляется в странствие и встречает в лесу шута, который должен сыграть песню во дворце хозяина здешнего леса, чтобы начался праздник «шабаш». Шут не хочет начинать гуляние, и к нему направляются два разбойника с ножами и сетью, но лидер Алисы сбивает их с ног, давая своему недавнему знакомому шанс убежать. Местные бродяги, странствующие в поисках счастья (которыми стали гитарист Андрей Шаталин и барабанщик Михаил Нефёдов), спасают безоружного Константина Кинчева от неравной схватки с двумя злодеями.
Продолжая путь втроём, они попадают в заколдованные места, где из земли начинают расти руки, тянущие их за собой. Избежать гибели им помогает всё тот же шут, унося героев прочь на своих крыльях. В это время разбойники, верхом на ястребах хватают шута и доставляют его в замок хозяина.
Герои отправляются на поиски, и по дороге их опьяняют чары существ, живущих на лугу. Тогда на помощь им приходит рыцарь (Пётр Самойлов), и вскоре они добираются до замка хозяина. Константин Кинчев заходит внутрь, и местный проводник рассказывает ему, что праздник не может начаться, пока шут не споёт. Лидера Алисы приводят в главный зал, и, чтобы спасти шута, он берёт гитару и своей песней начинает шабаш. Шут говорит, что теперь его душа стала свободной и вручает спасителю «чёрную метку» — медиатр.
Около леса дочь ветра спрашивает у шута, куда он направляется, и, взглянув на него видит перед собой лицо Константина Кинчева. Спросив: «Разве не на тебя я надела колпак?», она получает ответ: «Колпак всегда на шуте, а шут при хозяине, а у меня впереди дорога!».
Над комиксами, в которых лидер Алисы побеждает злых магов и спасает мир, работал художник Алексей Никаноров.
Moroz Records выпустил Чёрную метку на компакт-дисках и кассетах в 1994 году. Основной тираж был изготовлен в Австрии на заводе DADC. К диску прилагался буклет на 24 страницы[23], в котором использовались изображения, сделанные для комикса на студии «Муха» и фотографии участников группы, принадлежащие Гоше Семёнову и Валерию Потапову.
В 1998 году в Чехии на заводе GZ была сделана допечатка альбома[23].
В 2003 году Союз выпустил переиздание альбома с небольшим буклетом, повествующем о предыстории создания и хронике записи[24].
В июне 2009 года Real Records выпустил переиздание всех студийных альбомов Алисы с бонусами, в которое вошла и Чёрная метка[25].
Константин Кинчев не уверен в том, что Чёрная метка получилась на все сто[8]. Также в интервью газете «Живой звук» лидер группы Алиса сказал, «что альбом был создан под воздействием наркотиков, но всё же — это большая серьёзная работа, в которой он хотел выразить своё состояние, поэтому всё получилось таким чёрным и беспросветным»:[2]
|
Анатолий Гуницкий в своей статье пишет, что «трагическая смерть гитариста группы Игоря Чумычкина предопределила мрачное настроение альбома и стилистику всех его композиций, выдержанных в духе очень жёсткого хард-н-хэви»[27]. Он считает, что у Алисы и раньше можно было услышать тяжёлый саунд, но в этом альбоме он «доминирует, придает сгущённо-чёрный колорит рок-н-рольного реквиема, не имеющего ничего — и это очень существенно — общего с туповатым инфантильным сатанизмом, свойственным большинству современных металлистов и трэшевиков»[27]. Журналист говорит, что анализировать альбом очень сложно, так как в каждом номере пульсирует всепроникающее лезвие боли[27]. Лучшими песнями Гуницкий называет «Чёрную метку», «То ли про любовь, то ли про беду» и «Дурак»[27].
По мнению Игоря Грачева, Чёрная метка — самое «тяжёлое и метализированное» творение группы[28]. Журналист пишет, что «группа постоянно балансировавшая на грани между совпанковским андеграундом и хард-н-хэви, наконец-то сделала выбор в пользу последнего, а альбом вполне может претендовать на звание одного из выдающихся дисков отечественного нелёгкого стиля»[28].
Влад Головин считает, что на альбоме есть только два светлых пятна: «Дурак» и «То ли про Любовь, то ли про Беду», а «остальные песни можно отнести к тьме даже без подробного разбора текстов — настолько агрессивны и даже злобны мелодии»[29].