22-04-2023
Чёрный альбом | ||||
Альбом Кино | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
1990 |
|||
Записан |
1990 |
|||
Жанр | ||||
Длительность |
48:08 |
|||
Продюсер | ||||
Страна | ||||
Лейблы |
Studio Metadigital |
|||
Хронология Кино | ||||
|
«Кино» (более известен как «Чёрный альбо́м») — последний музыкальный альбом, записанный рок-группой «Кино» в 1990 году. Черновой демо-вариант альбома был записан Виктором Цоем и Юрием Каспаряном в латвийском посёлке Плиеньциемс незадолго до гибели Виктора Цоя. Музыканты группы «Кино» самостоятельно доводили альбом, который вышел в декабре 1990 года.
«Чёрный альбом» был записан и выпущен на деньги в размере около восьмиста тысяч рублей, который Юрий Айзеншпис взял в кредит в московском промстройбанке. Буквально через несколько месяцев после выпуска «Чёрный альбом» полностью себя окупил, а Юрий Айзеншпис не только выплатил кредит, но и получил большой доход от продаж альбома.
После выхода «Чёрного альбома» Юрий Айзеншпис отказался от всех авторских прав на творческое наследие группы «Кино».
В передаче «Дети минут» приводится информация о том, что Юрий Айзеншпис придумал некий пиар-ход: якобы кассета с демо-записью альбома находилась в машине Виктора Цоя, и в момент аварии коробка разбилась, а сам носитель остался целым. Гитарист Юрий Каспарян опроверг это и сказал, что лично вёз кассету в своей машине за день до трагедии.
Обложка альбома была ровного чёрного цвета и не содержала никаких надписей, кроме логотипа группы (отсюда его официальное название — «Кино»). Налицо были явные аналогии с «Белым альбомом» группы The Beatles, которые тут же были подмечены фанатами Виктора Цоя. Впоследствии название «Чёрный альбом» прижилось и в официальной дискографии группы. Автором обложки «Чёрного альбома» является Георгий Гурьянов.
После записи альбома группа «Кино» прекратила своё существование.
«Чёрный альбом» является дважды платиновым (было продано 1 млн. 200 тыс. грампластинок).
По опросам газеты «Московский комсомолец», «Чёрный альбом» был признан лучшим альбомом 1990 года.
Содержание |
В начале 1990 года группа «Кино» находилась в масштабном туре, финальной точкой которого стало выступление 24 июня на Большой спортивной арене Лужников[2]. Примечательно, что во время концерта был зажжён олимпийский огонь, который горел до этого только четыре раза: во время летних Олимпийских игр 1980 года, фестиваля молодёжи и студентов 1985 года, Игр доброй воли 1986 года и Московского международного фестиваля мира в 1989 году с участием мировых звезд рок-музыки: Оззи Осборна, Scorpions, Bon Jovi, Skid Row и Cinderella[2].
После этого концерта Виктор Цой и Юрий Каспарян выехали в Юрмалу. Лидер группы «Кино» вывез на своей машине оборудование и инструменты. К моменту приезда были готовы только две-три песни, и остальные вещи были написаны Виктором Цоем уже на месте. По словам Юрия Каспаряна, они с Виктором «засели в каком-то сарайчике»: «…Нам было главное, чтобы там была электрическая сеть»[2].
Во время записи активно использовалась драм-машина, что в остальной среде русских рок-музыкантов считалось дурным тоном, поскольку это придавало звучанию песен налёт «дискотечности»[3].
Рабочая запись альбома была закончена через месяц. 13 августа Юрий Каспарян вернулся в Ленинград, а Виктор Цой решил задержаться в Юрмале на несколько дней и приехать позже. Рано утром 15 августа он отправился на рыбалку на одно из озёр в нескольких километрах от курортного посёлка. Возвращался он домой днём 15 августа, довольно уставший, поэтому, по официальной версии, заснул за рулём. В 12 часов 28 минут произошла трагедия: его автомобиль Москвич-2141 столкнулся с автобусом Икарус-250 на 35-м километре трассы Слока-Талсы.
До момента гибели Виктора Цоя полностью была завершена только песня «Красно-жёлтые дни», а все остальные существовали в виде черновых демо-вариантов. Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров и Георгий Гурьянов дорабатывали композиции на студии ВПТО «Видеофильм». Процесс длился два месяца.
«В основном я ощущал большую ответственность. Не было радости и веселья, сопровождающей все остальные альбомы. Стоит ли описывать наши чувства в это время? Кажется, всё и так понятно. Мы ничего не переделывали, а, наоборот, старались сохранить звук. Из-за этого было даже трудно работать. Основной материал был записан Витей на кассете. Какие-то партии он сыграл на гитаре, что-то на ритм-гитаре. И всё там постфактум было пронизано этим душераздирающим ощущением».
Во время работы над альбомом кроме гитар и драм-машины, также использовался синтезатор (цифровой банк звуков) студии «Видеофильм».
Звукорежиссёрами записи были сами музыканты группы «Кино» Юрий Каспарян и Игорь Тихомиров.
Винил «Чёрного альбома» был напечатан во Франции компанией «Metadigital», тираж составил полмиллиона копий. К винилу прилагался крупный двусторонний плакат: с одной его стороны находились фотографии группы и тексты песен альбома, а с другой — чёрно-белое изображение Виктора Цоя. Согласно книге «Наша музыка», существовал также второй вариант плаката, на котором был напечатан текст песни «Вопрос», изданной только в 1999 году[2].
Цена за винил была довольно большой: двадцать пять рублей, в то время как пластинки русского производства стоили два пятьдесят или три пятьдесят[2].
12 января 1991 года в Московском дворце молодёжи была организована масштабная презентация готового к выпуску альбома, которая, по некоторым данным, явилась первой профессиональной пресс-конференцией в истории русского рока[4]. На вопросы журналистов отвечали музыканты группы «Кино» и другие приближенные к Виктору Цою люди: Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий, Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис[5]. Там же проходила продажа диска. Все средства, полученные от продажи альбома на этой презентации, пошли в фонд «Памяти Виктора Цоя», созданный с целью помощи родственникам погибшего певца, установки памятника, проведения художественных выставок и фестивалей, издания архивных материалов и прочего[6]. За билет на презентацию была установлена заоблачная по тем временам цена в 150 рублей, что вызвало негодование поклонников певца и журналистов.
Пока нам известна лишь мотивация Ю. Айзеншписа в связи с ценой 150 руб. Он считает, что презентация — не массовое и не коммерческое мероприятие, а скорее — светский приём. Для светского приёма названная сумма вполне приемлема, считает Юрий Айзеншпис.
— «Московский комсомолец», 04.01.1991
На всех переизданиях оформление обложки не менялось и было таким же как в 1990 году (на чёрном фоне надпись белыми буквами КИНО).
В 1991 году «Чёрный альбом» был переиздан на грампластинках лейблом Russian Disc.
В 1994 году «Чёрный альбом» был впервые переиздан на лицензионных компакт-кассетах лейблом Moroz Records (без ремастеринга).
В 1994 году «Чёрный альбом» был впервые переиздан на компакт-дисках лейблом General Records (без ремастеринга).
В 1996 году компания (лейбл) Moroz Records, обладающая исключительными правами на выпуск всех альбомов группы «Кино», после цифрового ремастеринга выпускает на 13 компакт-дисках «Коллекцию Кино» (все альбомы группы). Альбомы дополнены не выходившими ранее редкими записями. В «Чёрный альбом» дополнительно вошли песни «Сосны на морском берегу» и «Завтра война». Вся «Коллекция Кино» была выпущена также на компакт-кассетах.
В 2002 году Moroz Records выпускает сборник с названием «Последние записи». В него вошёл черновой вариант «Чёрного альбома», авторские варианты песен «Вопрос» и «Сосны на морском берегу», «Blood Type» («Группа крови» на английском языке — записана во Франции во время работы над «Последним героем»), «Малыш», «Смотри — это кино…» и другие песни, исполненные Виктором Цоем под гитару[7]. Обложка сборника была оформлена аналогично «Чёрному альбому», только другими цветами: белый фон, в центре которого находится чёрная надпись «Кино».
По материалу — и музыкальному, и поэтическому — это, возможно, лучший альбом «Кино»… Достойная последняя глава реальной легенды Цоя.
Цой постепенно влез в образ, созданный не только им самим, но и группой. И если БГ мог изменить собственный имидж в какой-то момент, то Цой, по-моему, в последних альбомах этот образ только дорисовывал и менять что-то ему было неохота и не нужно. Но совершенно ясно, что это тупиковая ветка и путь этот никуда привести не мог. Поэтому музыкальный конец «Кино» был для меня очевиден.
Его (Виктора Цоя) путь мне представляется как абсолютно ясная законченная вещь. Последние три альбома он всё время говорил одно и то же. Разными словами выражался один и тот же эмоциональный знак. И не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что это было то, что нужно сказать. И в последнем альбоме это сказано с максимальной простотой. «Солнце моё, взгляни на меня — моя ладонь превратилась в кулак». Проще уже некуда. Всё.
На конвертах и на яблоках-наклейках грампластинок первых изданий «Чёрного альбома» в 1990 и 1991 году не были напечатаны названия песен, поэтому до 1994 года у всех песен официально не было названий, а в народе песни назывались по-разному. Только в 1994 году, после переизданий «Чёрного альбома» лейблом Moroz Records на компакт-кассетах и лейблом General Records на компакт-дисках (без ремастеринга), на обложках были напечатаны названия всех песен.
Песня «Когда твоя девушка больна» была написана ещё в период между Ночью и Группой крови[10]. В то время группа «Кино» состояла в числе самых популярных в стране рок-групп, в течение 1989 года ими было дано 56 электрических концертов (больше, чем за всю предыдущую историю)[3].
Песня «Следи за собой» стала хитом задолго до официального издания, так как впервые в электрическом варианте она исполнялась ещё 1 июня 1987 года на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба (А до этого презентация песни произошла в Дубне, где группа выступала неполным составом Цой — Каспарян). Звук для концерта был настроен плохо, группа выступала в расширенном составе (с двумя барабанщиками и двумя басистами) и чувствовала себя крайне неуверенно, тем не менее публика восприняла неизвестную песню восторженно, и следующие два года композиция довольно часто фигурировала в различных советских чартах (по продолжительности нахождения в хит-параде «Московского комсомольца» песня уступала только «Повороту» «Машины времени»)[3].
Слова и музыка всех песен написаны Виктором Цоем.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Кончится лето» | 5:55 |
2. | «Красно-жёлтые дни» | 5:49 |
3. | «Нам с тобой» | 4:49 |
4. | «Звезда» | 4:29 |
5. | «Кукушка» | 6:39 |
6. | «Когда твоя девушка больна» | 4:20 |
7. | «Муравейник» | 5:17 |
8. | «Следи за собой» | 4:59 |
Бонус-треки на переиздании Moroz Records 1996 года | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
9. | «Сосны на морском берегу» | 5:16 | |||||||
10. | «Завтра война» | 0:35 |
Кино | |
---|---|
Виктор Цой · Юрий Каспарян · Игорь Тихомиров · Георгий Гурьянов Алексей Рыбин · Александр Титов · Сергей Бугаев · Олег Валинский |
|
Студийные альбомы | 45 · 46 · Начальник Камчатки · Это не любовь · Ночь · Группа крови · Последний герой · Звезда по имени Солнце · Чёрный альбом |
Концертные альбомы | Первые записи · Песни под гитару · Акустический концерт · Концерт в рок-клубе · Майк Науменко и Виктор Цой 1 · Майк Науменко и Виктор Цой 2 · Исполнение разрешено |
Сборники | Red Wave · Неизвестные песни · История этого мира · Печаль · Кино в кино · Последние записи |
Трибьюты | КИНОпробы · КИНОпробы. Рэп-трибьют |
Синглы | Из альбома Начальник Камчатки · Из альбома «Ночь» · Maman |
Песни | «Бошетунмай» · «Восьмиклассница» · «Группа крови» · «Дальше действовать будем мы» · «Звезда по имени Солнце» · «Кукушка» · «Легенда» · «Последний герой» · «Прохожий» · «Спокойная ночь» · «Хочу перемен!» |
Связанные статьи | Список песен Виктора Цоя · Камчатка · Стена Цоя · Фильмография Виктора Цоя |
Чёрный альбом.